Управление наружным освещением: методы и системы автоматизации

Управление уличным освещением — принципы и устройство

Фонари на улице и шкаф управления уличным освещением видели все. О том, что это оборудование предназначено для комфортного и безопасного перемещения по улицам все знают. Но как работает система управления им — понятно далеко не каждому.

Расскажем подробно о системе и оборудовании, которое в нем применяется. Кроме того, дадим практические советы, как реализовать управление уличным освещением на вашем предприятии или участке возле дома, садоводческом кооперативе или предприятии на котором вы работаете.

В помощь видео, которое раскрывает возможности подобных систем:

  • Задачи уличного освещения
  • Методы управления уличным освещением
    • Ручное управление
    • Дистанционное управление
    • Автоматическое управление
  • Автоматическая система управления
    • Возможности автоматической системы управления
  • Самостоятельное управление освещением
    • Что нам нужно осветить
    • Что нам для этого понадобится
    • Как подключать
    • Собираем схемы

Задачи уличного освещения

Проще было бы отказаться от регулирования вообще, просто оставить гореть уличные фонари постоянно, но это не рентабельно. Поэтому и монтируют системы управления освещением.

У них несколько задач:

  1. По окончании светового дня включить фонари, по наступлению рассвета выключить.
  2. Выполнить эти же операции при ухудшении естественной освещенности улиц в силу различных природных факторов.

Еще пятьдесят лет назад, только эти функции и выполнялись, об экономии электроэнергии никто не заботился, а решение более сложных задач было трудно реализуемо и затратно. Современные системы управления освещением более функциональны, они дополнительно умеют многое.

  1. Производить отключение всего осветительного оборудования или части его с целью экономия электроэнергии.
  2. Определять исправность системы.
  3. Контролировать расход электроэнергии.
  4. Дистанционно передавать данные о системе на панели диспетчерского управления уличным освещением.

Методы управления уличным освещением

Существует три метода управления освещением. Расскажем о них подробнее.

Ручное управление

Включение фонарей производится вручную, каждый фонарь или их группа контролируется оператором на месте.

По сути это самый старый способ. Когда фонарщик проходил по улице и зажигал каждый масляный или газовый фонарь, а потом гасил их — это и была первая и очевидная реализация метода. Во дворе своего дома освещением мы тоже управляем чаще ручным способом (про автоматизацию ниже).

На сегодня в коммунальном хозяйстве ручное управление используют только в экстренных ситуациях, или при выполнении ремонтных работ.

Дистанционное управление

Когда все электроснабжение в населенном пункте или его части осуществлялось от отдельной электростанции, функции фонарщика перешли к их персоналу. Ответственное лицо, определив, что на улице достаточно стемнело или рассвело, включало или выключало рубильник, подающий напряжение на сети уличного освещения.

Автоматическое управление

В этом случае, отдельные участки уличного освещения, в зависимости от состояния датчиков и заложенного алгоритма, включаются и выключаются сами. Переход на автоматическую систему связан с тем, что напряжение потребителям стали подавать с помощью локальных трансформаторных подстанций преобразующих высоковольтное напряжение в стандартное.

Это создало два фактора предопределивших переход на автоматику:

  1. Устанавливать (кроме некоторых случаев) отдельные подстанции только для уличного освещения нерентабельно. Трансформаторы сейчас преобразуют напряжение для всех энергопотребителей на территории.
  2. Кроме того, для централизованного управления включением и выключением уличных фонарей, пришлось бы тянуть к каждой отдельной подстанции питающей освещение отдельную линию, что еще более бы увеличило затраты.

Поэтому в 50-е — 60-е годы была внедрена система автоматического управления освещением. Она работала по простейшему доступному на то время принципу. На каждой подстанции устанавливалась автоматика, действующая от датчиков освещенности. Стало темно — подали напряжение на фонари, стало светло — отключили.

Однако датчики подводили в некоторых случаях:

  1. при неправильной калибровке они срабатывали нечетко;
  2. из-за засветки фарами или даже полной луной фонари могли погаснуть ночью;
  3. при закрытии датчика снегом, льдом, грязью или пылью свет включался днем;
  4. в конце концов, датчик мог выйти из строя.

Потом нашли еще один существенный минус, который проявился во времена, когда стали задумываться об экономии — зачем в ночные часы, если движения людей и транспорта нет, напрасно жечь электроэнергию. Поэтому датчики освещенности стали блокировать с реле времени. Таймер выключал или все фонари полностью или часть их во дворах и малонаселенных улицах в промежуток, например с часу до четырех ночи.

Читайте также:  Террасная доска из полимерного композита (декинг)

Позже появились еще и так называемые астрономические реле (на фото ниже). В них программное обеспечение по введенным координатам рассчитывает время заката и рассвета в данном месте, и на основе расчета подает сигналы на переключение. В реле также реализуется и функция выключения и включения в заданные часы.

Совет. Если вы пользуетесь астрономическим реле, то проще всего найти координаты своего места не с помощью обычных карт, а по навигатору. Он привяжет ваше расположение с точностью до доли секунды.

Датчики освещенности остались только для контроля непредвиденного уменьшения естественной освещенности, например из-за тумана. Кажется система на основе астрономического таймера идеальный вариант (на их основе работает большинство систем уличного освещения в небольших населенных пунктах).

Но у нее все равно есть минусы:

  1. Для того чтобы перепрограммировать систему на другое время срабатывания (например на время праздников) необходимо объехать обойти все подстанции. Это отнимает много времени (знаю по своему опыту).
  2. Присутствие человека требуется и для определения неисправностей, снятия показаний с приборов учета расхода электроэнергии.

Поэтому на сегодня все больше используют автоматизированные системы управления на основе современных цифровых технологий. В них комбинируется автоматическое и ручное управление. Рассмотрим реализацию одной из типичных систем.

Автоматическая система управления

Аппаратно она состоит из двух уровней:

  • Верхний — панель диспетчерского управления уличным освещением, находится на предприятии, в ответственности которого находятся осветительные сети (Горсвет или коммунальщики). Контролируется дежурным или диспетчером. На него стекается вся информация с нижнего уровня, и осуществляется изменение параметров или программ его работы.

  • Нижний — щит управления уличным освещением находятся на участках сетей освещения. Щиты коммутируют работу осветительных приборов и контролируют их состояние без присутствия работников.

Связь между верхним и нижним уровнями может осуществляться несколькими способами. Как правило, оборудование, поставляемое производителями поддерживает все функции. Поэтому предприятие выбирает вариант, наиболее выгодный для конкретной ситуации. Иногда в системе одновременно используют несколько каналов.

Поэтому перечислим все способы коммутации:

  1. Модемный канал — через линии обычной телефонной сети. Один наиболее дешевых способов. Недостатки только в том, что не всегда телефонная сеть находится рядом, а прокладка отдельной линии может быть затратной. Также за телефонную связь нужно вносить хоть небольшую, но все-таки плату.
  2. GSM канал — с помощью сотовой сети. Оборудование недорого, подключиться можно быстро и практически в любом месте. Недостаток — значительная оплата за пользование сетью.
  3. LAN линии — блок управления уличным освещением и аппаратура диспетчера соединяются витой парой. Этот канал не требует оплаты за связь сторонним организациям, но требует прокладки линий к каждому шкафу. Выгодно только при небольшой отдаленности оборудования верхнего и нижнего уровня.
  4. Радиоканал — как и понятно с помощью радиосвязи. Оборудование дороже, чем в других случаях, зато не требуется оплата за канал. Минус один — плохая помехозащищенность.

Возможности автоматической системы управления

Перечислим основные возможности системы, причем обратите внимание — все операции и передача данных осуществляется в режиме реального времени и с возможностью работать не с каждым щитом управления отдельно а и группировать их.

  1. включение и выключение каждого источника освещения по команде;
  2. программирование включения осветительных по времени или от состояния датчиков (освещенности и других), возможно введение почасового, календарного и сезонного графика работы;
  3. переключение фаз на линиях питания осветительных приборов, в том числе и программно — по времени, или в зависимости от параметров питания на вводе в шкаф;
  4. принудительная перезагрузка микропроцессорной системы шкафа управления.
  1. контроль состояния линий подключения освещения (есть или нет напряжение его параметры, ток, наличие короткого замыкания, перекос фаз, косинус фи);
  2. контроль состояния линий ввода (есть или нет напряжение его параметры, ток, перекос фаз, косинус фи);
  3. контроль состояния контакторов и автоматических выключателей на выходах (включен/выключен);
  4. контроль прибора учета расхода электроэнергии (показания, пики, тарифы);
  5. контроль несанкционированного доступа в шкаф (при открытии без разрешения, или взломе отправляется информация диспетчеру);
  6. состояние линий связи (уровень сигнала и т. п.);
  7. диагностика неисправностей системы;
  8. контроль возгораний, датчики сигнализируют о резком повышении температуры.
Читайте также:  Способы и материалы для изоляции мест соединения или разрушения защитного покрытия проводов

Система управления уличным освещением почти всегда имеет встроенный источник питания. При отключении электроснабжения, она в течении не менее чем часа остается на связи, и сообщает об изменениях параметров.

Также стоит отметить, что почти всегда дублируется сохранение данных. Информация о ситуации записывается и хранится не только у диспетчерской аппаратуры, но и в оборудовании шкафов (щитов управления на местах). Если отсутствовала связь, то можно восстановить ход событий считать через память щита управления (как говорилось выше, он энергонезависим).

Самостоятельное управление освещением

Если говорить о небольшой территории, например, такой как участок возле дома или производственная площадка небольших размеров (не более 100 х 100 метров), то там не нужны сложные системы управления уличным освещением.

Дистанционное управление тоже не обязательно (даже с помощью смартфона). Пока вы будете включать нужное приложение, то можно подойти и включить механический выключатель. На такую территорию редко устанавливается более десятка фонарей. Исключение, когда управление уличными фонарями взаимосвязано с домом или системой охраны.

Поэтому разберем, как устроить своими руками систему управления уличного освещения небольшой территории. Она, как показывает практика, может значительно уменьшить затраты на энергоснабжение.

Что нам нужно осветить

Наиболее распространено разделение на следующие группы светильников:

  1. Светильники, которые горят все темное время суток (все зависит от желания хозяев) обычно их располагают перед парадным входом.
  2. Дороги внутри территории желательно освещать только при появлении людей или техники (см. Освещение сада и дорожек своими руками). Это правило касается и участков, где возможно появления незваных гостей (с целью охраны).
  3. Подсветку фасада, декоративное освещение или праздничную иллюминацию — она должна гореть только вечером.
  4. Площадка перед въездными воротами и гаражом. Можно освещать только при приближении техники, а не людей.

Что нам для этого понадобится

Кроме проводов и арматуры, надо будет приобрести еще некоторые детали. Все не дорогостояще и не дефицитно, приведем примерные цены на них.

  • Реле времени — цена от 300 рублей.

  • Астрономическое реле — от 500 рублей.
  • Световое реле (сумеречный датчик) — от 500 рублей.

  • Емкостное реле (датчик присутствия или приближения) — от 500 рублей.

Замечу, это российские цены, приобрести все можно и дешевле в интернете (не учитывая качества).

Как подключать

Все эти детали (современного исполнения) питаются от стандартной сети 220 вольт и могут коммутировать приличную нагрузку. То есть, промежуточных реле и контакторов, понижающих трансформаторов не надо, стоит только продумать защиту от перегрузок.

Схема подключения почти всегда указана на корпусе, в том числе и выводы для подачи сигнал на блокировку/деблокировку. Дополнительно назначения клемм прописывает инструкция. Даже с минимальными (но уверенными знаниями электротехники) проблем не возникнет.

Собираем схемы

Расскажем, что и как применить для каждого освещаемого объекта (территории):

  1. Перед входом — просто подключаем через астрономическое реле или реле освещения. Сбои из-за различных обстоятельств не критичны, что впрочем, справедливо и для всех остальных случаев.
  2. Пути перемещения внутри территории — тут задача сложнее. Решаем ее так: возле всех входов и выходов устанавливаем датчики присутствия, они дают сигнал на реле времени, которое должно включить освещение, на промежуток которого с запасом хватит на дорогу. Для того чтобы система не включалась днем предусматриваем ее блокировку датчиком освещения или астрономическим реле.
  3. Подсветку и иллюминацию — через астрономическое реле, включаем после заката, тушим, когда все спят. Если речь идет только об освещении на праздники, можно использовать обычный таймер (за несколько дней время заката не сильно измениться).
  4. Въезд для автомобиля — если у вас автоматические ворота, то контроллер управления ими чаще всего имеет выход для управления освещения. Если нет — лучший выход применить датчик освещенности.

Но нужно сделать, так чтобы он реагировал только на фары подъезжающего автомобиля. Для этого — на глазок крепим бленду (трубку небольшой длины и подходящего диаметра), она исключит постороннюю засветку.

Устанавливаем датчик не на щитке, а в месте, где он будет попадать под створ ваших фар при подъезде. Дополнительно можно блокировать включение освещения днем с помощью реле времени.

Читайте также:  Энергосберегающие настенные обогреватели для дома и дачи

Вот и все что мы хотели рассказать о том, что такое система управления уличным освещением. Будем рады, если наша статья помогла вам. Живите в безопасности, но не переплачивайте за электроэнергию.

Схема укладки тротуарной плитки Старый город

Тротуарная плитка – популярный материал в обустройстве частных территорий и общественных мест. Высокая прочность, удобные параметры и цвета брусчатки дают возможность воплощать разнообразные идеи и создавать оригинальное напольное покрытие.

Большой популярностью у покупателей пользуется плитка под названием “Старый город”. Размеры, закругленные края, эстетичный вид и хорошие технические характеристики делают этот материал одним из лучших для оформления участка. Имитация натурального булыжника и доступная стоимость, еще одно преимущество брусчатки Старый город.

Конфигурация, цвета и размеры

Особенность изделий Старый город в том, что они одинаковой ширины, но разной длины. Прямоугольная плитка относится к мозаике среднего формата и имеет 4 размера: 60х120, 90х120, 120х120, 180х120 мм.

Изделия Старый город также бывают и разной толщины – 40, 60 или 80 мм. Плитка с толщиной 40 мм применяется для укладки на садовых участках или других территориях с малой проходимостью и небольшой нагрузкой. Плитку на 60 мм толщины можно укладывать на пешеходных дорожках со средней или высокой проходимостью. Подходит для укладки на стоянках машин в частном секторе. Изделия толщиной 80 мм используются на проезжих частях или стоянках автомобилей. Они способны выдержать большие нагрузки и интенсивную эксплуатацию.

Помимо прямоугольных изделий, производители предлагают и трапециевидные варианты для фигурных участков или создания интересных узоров. Такая брусчатка может иметь размеры: 53×63, 63×73, 73×83 и 83×93 мм. Толщина трапециевидных изделий: 40, 60 и 80 мм. Но под заказ можно заказать брусчатку другой толщины.

Такое разнообразие размеров позволяет создавать оригинальные напольные покрытия на больших или маленьких территориях.

Технические характеристики

Мозаика Старый город производится с помощью вибропрессования. Для получения нужного цвета производители добавляют натуральный краситель. Готовая плитка имеет:

  • Прочность на изгиб от 0,07 кг/см2;
  • Прочность на сжатие от 0,5 кг/см2;
  • Водопоглощение до В20-30;
  • Истираемость не превышает 0,7 г/см2;
  • Морозостойкость более 700 циклов;
  • Вес в пределах 94-кг/м2.

Если плитку изготавливают поштучно, то вносят в раствор гидрофобизаторы и пластификатор. Эти добавки позволяют на длительное время защитить поверхность от обработки. Эти характеристики указывают на прочность и долговечность материала.

Достоинства варианта

Плиточная мозаика имеет такие достоинства:

  1. Устойчива к перепадам температур. Хорошо переносит холодное и жаркое время, воду и воздействие ультрафиолетовых лучей.
  2. Имеет противоскользящее покрытие, которое не замерзает в зимнее время.
  3. Имеет разные размеры и вид, что позволяет использовать ее для решения самых нестандартных задач.
  4. Простая укладка, не требующая специальных навыков.
  5. Возможность быстрого ремонта при необходимости.
  6. Безопасность. В основе изделий экологически безопасные компоненты, которые не выделяют вредных веществ и являются безопасными для людей.
  7. Невысокая стоимость изделий.

Виды тротуарной плитки

Брусчатка Старый город бывает:

  1. Клинкерная. Производиться путем обжига в доменной печи. Чтобы изготовить такую плитку, берут определенные глиняные породы. Клинкерная плитка проявляет устойчивость к солнечным лучам и отрицательным температурам, не впитывает воду, сохраняет вид под интенсивным механическим давлением.
  2. Гранитная. Выполняется из природного камня – гранита. Природная прочность и долговечность. Срок службы может составлять до 50 лет. Гранитная плитка также может быть с неровными гранями (колотая) или обработанной на станке (пиленная). Она считается самой прочной брусчаткой и может укладываться на любых территориях.
  3. Бетонная. Изготавливается с помощью вибрационного литья. В нее добавляются специальные пигменты и примеси, которые обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики материала. Плитка характеризуется прочностью, но уязвима к воздействию кислоты.

При покупке тротуарной мозаики следует учитывать материал ее изготовления.

Способы укладки

Плитка Старый город представлена в разных цветах и видах. Но, при разной длине и цвете, ширина изделий одинаковая. Благодаря этому свойству, покрытие можно укладывать, придерживаясь точного расположения поперечных или продольных межплиточных швов.

Самыми распространенными схемами укладки плитки являются:

  1. Поперечный шов. Изделия с разными параметрами, укладываются в ширину, но поперек дорожки или тротуара.
  2. Продольный шов. Кладка выполняется плитками, имеющими разные размеры, но вдоль тротуара.
  3. Продольный и поперечный шов совмещены. Продольные швы укладываются по краю дорожки в один ряд, они имитируют наличие бордюра. Остальная, внутренняя часть дорожки укладывается поперечным швом.
  4. Хаотичная схема. Швы,расположены в соседних рядах совпадают, а плитка укладывается в хаотичном цвете и узоре.
Читайте также:  Стальные хомуты: надёжное крепление для труб

Чтобы уложить участки нестандартных размеров, выбирают изделия трапециевидной формы. Во время укладки можно использовать изделия одного или больше цветов, укладывая их в определенной последовательности.

Как укладывается брусчатка

Чтобы правильно уложить брусчатку, необходимы строительные инструменты и материалы. Укладка тротуарной плитки Старый город выполняется в несколько этапов:

  1. Подготавливается основание.
  2. Выполняется обустройство бетонного основания.
  3. Укладываются бордюры.
  4. Осуществляется укладка брусчатки.

Только при соблюдении каждого этапа можно правильно и точно уложить мозаику и получить прочное покрытие. Важно выбрать материал, правильно подготовить основание под нее и выполнить укладку элементов.

Заключение

Мозаичная плитка Старый город является универсальным отделочным материалом. Она может использоваться для укладки на частных и общественных территориях. С ее помощью можно создавать яркий ландшафтный дизайн и напольное покрытие с отличными эксплуатационными характеристиками.

Схемы раскладки тротуарной плитки Старый город — варианты узоров

В рейтинге отделочных материалов тротуарная плитка Старый город уверенно удерживает верхние позиции за счет оригинального дизайна. Существуют варианты укладки с продольными, поперечными швами, хаотичным расположением брусчатки. Композиции разбавляются цветными камнями, узорами и рисунками.

Фигурные элементы мощения коллекции Старый город

При благоустройстве территории во дворе частного дома тротуарная плитка Старый город обеспечивает застройщику следующие преимущества:

  • экономичность – отсутствие отходов кроя, бюджетная стоимость материала, отсутствие эксплуатационных расходов;
  • дизайн – для коллекции Старый город существуют готовые схемы раскладки, рисунки и орнаменты, позволяющие улучшить экстерьеры фасадов здания, как на фото ниже.

Важно! Для некоторых модификаций ФЭМ (например, «Клевер», «Ромб») производители выпускают доборные элементы «половинки», стоящие почти как целая плитка, увеличивающие бюджет строительства. Для коллекции Старый город эти правила не действуют, так как она состоит из плиток разного формата по умолчанию.

Коллекция Старый город состоит из нескольких плиток разной величины

Характеристики плитки

Фигурные элементы мощения (ФЭМ) имеют следующие эксплуатационные свойства:

  • истираемость – 0,7 г/см 2 ;
  • водопоглощение – в пределах 6%;
  • морозостойкость – F200 – F300;
  • прочность – изгиба 50 г/см 2 , сжатия 500 г/см 2 .

Возможна укладка тротуарной плитки на отмостку, мощение садовых дорожек, зон отдыха, стоянок и дворовой территории дома, как на нижнем фото.

Конфигурация и размеры

Коллекция Старый город является среднеформатной мозаикой, состоит обычно из 4 плиток прямоугольной формы:

  • 12 х 6 см;
  • 12 х 9 см;
  • 12 х 12 см;
  • 12 х 18 см.

Для мощения проезжей части применяется плитка толщиной 8 см, парковку во дворе частного дома можно декорировать элементами ФЭМ 6 см толщины. В схемы раскладки на садовых тропинках обычно входит плитка толщиной 4 – 5 см.

В ассортименте некоторых производителей имеются варианты трапециевидной плитки Старый город с размерами большей/меньшей грани:

  • 5,3/6,3 см;
  • 6,3/7,3 см;
  • 7,3/8,3 см;
  • 8,3/9,3 см;
  • 9,3/10,3 см.

Ширина всех элементов одинакова – 8,2 см, толщина варьируется в пределах 4 – 8 см.

Схемы и варианты раскладки

Любая тротуарная плитка должна удовлетворять следующим требованиям индивидуального застройщика:

  • повышать качество экстерьеров дорожек с минимальными затратами;
  • обеспечивать высокую производительность укладки во дворе частного дома.

Этим условиям полностью удовлетворяет коллекция Старый город:

  • отсутствуют отходы кроя, плитка подрезается только в узлах примыкания к объектам сложной формы;
  • она подходит для тропинок, стоянок, крыльца, прочих архитектурных элементов.

На фото показан сложный узел примыкания, отделанный элементами ФЭМ этой коллекции.

Перекресток с двумя клумбами, облицованный Старым городом.

Общие принципы

При выборе тротуарной плитки Старый город застройщик автоматически расширяет возможности:

  • все прямоугольные и трапециевидные элементы имеют одинаковую ширину;
  • поэтому возможна укладка плитки вдоль или поперек дорожек полосами, как на фото ниже.

Важно! Самым сложным вариантом для мощения дорожек во дворе дома является схема хаотичного расположения плиток Старый город без продольных и поперечных швов.

Плитка Старый город в хаотичном порядке.

Читайте также:  Укладка плитки на потолок керамической: как приклеить и положить, отделка и монтаж своими руками

Декорирование прямых участков

Для укладки элементов мощения Старый город на прямых участках применяются схемы:

    поперечный шов – мастер укладывает тротуарную плитку разного размера между поребриками, ориентируя ее по ширине, которая одинакова у всех элементов коллекции;

Хаотичное расположение ФЭМ.

Для повышения художественной ценности композиции достаточно купить цветные камни, укладывать их через произвольное расстояние.

Добавление цветной плитки для улучшения экстерьера.

Цветными элементами ФЭМ можно зонировать тропинки и площадки.

Оформление извилистых и радиусных участков

Элементы ФЭМ трапецеидальной формы коллекции Старый город специально созданы для мощения извилистых участков. Различный размер этих элементов позволяет максимально улучшить дизайн на поворотах и перекрестках. Однако при необходимости эти же зоны можно декорировать обычными прямоугольными камнями.

Основным достоинством тротуарной плитки Старый город является скругленная фаска, имитирующая натуральный камень брусчатки:

  • укладка на радиусном участке начинается изнутри;
  • швы между плитками раздвигаются клином, как на фото ниже;
  • сохраняются продольные швы, брусчатка ориентирована по ширине дорожки у дома.

Прямая плитка на радиусном участке.

Совет! Прямые участки можно мостить обычной плиткой Старый город, а концентрированные круги и радиусные участки оформлять клиновидной брусчаткой этой же коллекции.

Трапециевидная ФЭМ на прямых участках.

Рисунок и орнамент

Независимо от схемы укладки и конфигурации территории мощения тротуарная плитка модели Старый город пригодна для интеграции в нее любого орнамента или рисунка. Существует несколько типовых решений, образцы которых имеются на фото ниже:

    выделение цветом у поребрика или вместо него – 1 – 2 ряда плитки яркого оттенка;

Совет! При использовании полос, орнаментов и геометрических узоров необходима предварительная виртуальная раскладка в графическом редакторе. Это позволит избежать подрезки, купить необходимое количество элементов ФЭМ разного формата.

Для удобства домашнего мастера существуют типовые схемы блоков, в которые складывается брусчатка Старый город.

Таким образом, элементы фигурного мощения Старый город являются универсальным отделочным материалом для оформления извилистых и прямых участков для транспортного или пешеходного трафика у дома.

Совет! Если вам нужны мастера по ремонту пола, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России. Без вашего желания никто не увидит ваш номер телефона и не сможет вам позвонить, пока вы сами не откроете свой номер конкретному специалисту.

Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

Укладываем тротуарную плитку «Старый город» самостоятельно

Красивый и уютный двор – моя заветная мечта. Зеленые красивые газоны и старый негодный асфальт совместить очень тяжело. Потому было решено заменить твердое покрытие двора полностью. Асфальт или плитка?

Конечно, асфальт подумал я. Цена на качественную тротуарную плитку выше, чем на асфальт, да и как укладывать тротуарную плитку было не совсем ясно. Но хорошо обдумав, и взвесив все «за» и «против», вариант тротуарной плитки мне понравился больше. Тротуарная плитка имеет ряд преимуществ:

  • привлекательный внешний вид;
  • обладает более высокой тепло и морозостойкостью;
  • не выделяет вредных веществ при нагревании;
  • имеет лучшую водопроницаемость (вода не скапливается на поверхности).

Что бы хоть как-то сэкономить, было решено выполнить укладку тротуарной плитки своими руками.

Старое покрытие двора.

  1. Расчет и подбор тротуарной плитки
  2. Подготовка основания перед укладкой тротуарной плитки
  3. Укладка плитки
  4. Затирка швов

Расчет и подбор тротуарной плитки

К выбору плитки стоит отнестись серьёзно, работа делается на долгие годы. Ошибок не должно быть. Прочитав много отзывов людей в интернете, остановился на вибро-прессованной плитке.

Если нужно узнать как сделать тротуарную плитку самостоятельно перейдите по ссылке – https://rems-info.ru/trotuarnaya-plitka-svoimi-rukami.html

Такая плитка обладает высокой твердостью и стойкость к атмосферным влияниям. Толщину выбирал согласно рекомендациям завода изготовителя. Для участков, где будет ездить автомобиль – 6 см, для пешеходных дорожек – 4 см. Наиболее универсальная форма – «Старый Город», такую плитку можно укладывать практически, исключив отход. Потому с формой плитки я определился очень быстро. Цвет – серый. Плитка требует минимального ухода за собой.

Читайте также:  Что такое забор из сетки «гиттер»: особенности применения, преимущества и недостатки

Подготовка основания перед укладкой тротуарной плитки

Оценив состояние старого асфальта, было, решено удалит его полностью. Робота оказалась довольно не легкой, несмотря на то, что за долгие годы влияния мороза и жаркого солнца, асфальт отслоился от основания и хорошо снимался большими пластами. Сняв весь асфальт, я разметил участок для укладки плитки, и места где будет лежать бордюр с помощью строительной лески. Следуя отмеченной линии, было подготовлено место под бордюр, с расчетом, что расстояние от лески к основанию на 2-3 см больше чем высота бордюра. Зазор в 2-3 см позволит быстро и ровно установить бордюр. Для хорошей и крепкой фиксации бордюров использовал цементно-песчаную смесь в пропорции 1:4. Установив бордюр, нужно дать время, что бы раствор схватился. После чего можно приступать к подготовке основания под саму плитку.

Для основания использовал сухую смесь из мелкого отсева гранита и цемента в пропорции 1:6 (вместо отсева многие используют песок). Готовую смесь развозил тачками, после чего ровнял с помощью алюминиевого профиля. Толщина основного слоя должна быть не менее – 6 см, для хорошего водоотвода. Основание должно быть хорошо утрамбовано, что бы избежать просадок после укладки плитки. Для этого, перед трамбовкой, поверхность нужно смочить водой из шланга и после приступать к работе.

Трамбовки бывают ручные и механические (с электрическим или бензиновым двигателем). Советую использовать механическую трамбовку (вибропресс), а не ручную. Его можно взять на прокат в строительных фирмах или магазинах. Вибропресс сэкономит много времени и сил.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки.

Укладка плитки

Получив ровную плоскость после трамбовки, можно приступать к укладке тротуарной плитки. Для этого нужно подготовить тонкий слой из сухой смеси цемента и песка, но уже в пропорции 1:5. Я использовал алюминиевые маяки толщиной 2 см, по которым стягивал сухую смесь.

Разница между первым и вторым слоями в том, что второй слой трамбовать не нужно. Закончив с подготовкой, можно приступать к укладке плитки.

Во время укладки необходимо следить за узором, с плиткой «Старый Город» это не сильно сложно. Укладывать тротуарную плитку можно двумя способами. Первый – плитку нужно положить на свое место и утрамбовать деревянным или резиновым молотком. По ходу дела нужно следить за уровнем и не допускать торчащих или проваленных плиток. Второй, которым пользовался я, сначала выложить все плитки, но не утрамбовывать их. Потом закрепить лист резины под вибротрамбовку и хорошенько пройтись по всем плиткам. С помощью трамбовки все плитки будут посажены на один уровень.

Уложенная тротуарная плитка без затирки швов.

Затирка швов

После укладки плитки, нужно затереть швы.

Уложенная тротуарная плитка «Старый город».

Для этого нужен речной песок и щетка. Песок должен быть сухой, так он лучше засыпается в швы между плиткой. Щеткой нужно хорошенько все промести, после чего всю плитку смочить водой. В некоторых местах песок провалиться. И нужно будет повторить процедуру затирки ещё раз. После завершения этапа затирки, плитка будет хорошо закреплённая, и не будет шататься под ногами.
Если во время установки бордюров у вас получились швы между ними, то их нужно заделать с помощью цементно-песочной смеси, в пропорции 1:4.

Соблюдая все рекомендации по правильной укладке тротуарной плитки, покрытие прослужит вам долгие годы, будет смотреться хорошо при любой погоде, впишется в общую картину декоративного озеленения участка!

Схемы укладки тротуарной плитки Старый город

18.02.2019 | Автор: Stellard

Тротуарная плитка давно стала незаменимым элементом в оформлении ландшафта частных домов, дач, парков, городских тротуаров и площадей. Разнообразие форм и расцветок тротуарной плитки дает возможность дизайнерам и владельцам участков воплотить практически любые стилистические задумки в благоустройстве территорий.

Одна из самых популярных форм тротуарной плитки (после классической брусчатки) по статистике завода Stellard – Старый город. Эта тротуарная плитка полюбилась покупателями из-за внешнего вида, размеров камней и множества рисунков укладки. Скругленные края каждого камня имитируют натуральный булыжник, создавая неповторимый вид старинной мостовой на вашем участке.

Читайте также:  Элегантный дизайн интерьера европейской прихожей

Характеристики Старого города

Форма Старый город Stellard состоит из трех камней, размерами 90х120, 120х120, 180х120 (по длине и ширине), которые в равных долях присутствуют на паллете с плиткой. Количество плиток на поддоне различается толщиной. Для пешеходных зон мы производим тротуарную плитку толщиной 4 см, на поддоне по 315 камней каждого размера. Для средних нагрузок (включая парковки легковых автомобилей) толщина плитки 6 см – на поддоне по 300 штук каждого размера.

Размеры плитки Старый город

Вся плитка соответствует требованиям ГОСТ и имеет следующие характеристики:

  • Марка бетона по морозостойкости – F200;
  • Водопоглощение – не более 5%;
  • Истираемость – G1 не более 0,7

Цвета плитки Старый город

Производится в любом из вариантов цветовой палитры тротуарной плитки завода Stellard.

Схемы укладки тротуарной плитки Старый город

1. Стандартная схема укладки

Для начала рассмотрим стандартный однотонный вариант укладки Старого города. На поддоне плитки расположены в порядке, как на рисунке ниже.

Расположение камней на поддоне

Во время мощения необходимо менять элементы в рядах, как на следующем рисунке.

Стандартная схема укладки

2. Однотонный вариант укладки

Такая схема подойдет для укладки Старого города расцветок Колормикс. Но пофантазировав можно использовать цветную плитку, делая вкрапления в основной массе. Начиная укладывать плитку нужно разрезать камни размером 180х120 пополам.

Однотонный вариант укладки старого города

3. Для однотонных дорожек шириной 117 см

Здесь мы предлагаем использовать одноцветную плитку или расцветки серии колормикс.

Одноцветная схема для дорожек

4. Для дорожек шириной 117 см.

Эта модель укладки предусматривает 2 цвета, основной цвет в центре, дополнительный обрамляет края дорожки. Второго оттенка необходимо 33,3% от общего объема. Если же необходимо сделать более широкое мощение, то второго цвета нужно будет из расчета 0,195 м2 на один метр периметра.

Вариант укладки для дорожек 1,17 м

5. Рисунок для тротуаров любой ширины

Количество основного цвета зависит от ширины тропинки, а плитки для обводки – 0,12 м2 на 1 метр периметра.

Схема укладки для тротуаров

6. Еще одна раскладка для дорожек любой ширины

Здесь обрамление дорожки представлено двумя линиями. Подсчет объема плитки проводится аналогично предыдущему.

Вариант укладки для дорожек

7. Стандартная схема с введением второго оттенка плитки.

В представленном варианте мы предлагаем добавить второй оттенок, который будет сочетаться с основным цветом. Соотношение 80 к 20.

Стандартная двухцветная схема укладки

8. Комбинация из двух цветов

Потребуется плитка Старый город двух тонов в равном количестве.

Старый город двух тонов

9 . Схема для тропинок с тройным кантом

Ширина 1,68 м. На каждый метр дорожки необходимо плитки светлого оттенка 1,2 м2, темного -0,48 м2.

Схема укладки с тройным кантом

10. Для широких дорожек и площадок

Ширина 2,55 м, при необходимости можно добавить повторяющийся элемент, увеличив размер на 1,41 метр. Кроме того можно ввести линии еще одного оттенка. Здесь на один метр элемента А требуется светлой плитки – 0,78 м2, серой – 0,39 м2. Элемент Б – 0,39 м 2.

Все представленные раскладки подходят под размеры тротуарной плитки Старый город Stellard. В каждой мы постарались рассчитать количество плитки таким образом, чтобы после выполнения работ у вас не оставалось камней одного типа. Варианты 4, 6, 8, 9 предусматривают подрезку плитки. Заказывать плитку необходимо с небольшим запасом.

Чтобы купить тротуарную плитку Старый город можно позвонить по телефону +7 (4872) 521-555 или оставить заказ на странице с плиткой подходящего цвета.

Также, для вашего удобства, мы объединили все предложенные выше варианты укладки в один файл.

Полезные статьи по теме:

  • 50 вариантов укладки брусчатки
  • Варианты укладки брусчатки: фото, расчеты
  • Как выбрать производителя тротуарной плитки и не ошибиться
  • Инструменты и приспособления для укладки тротуарной плитки

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Читайте также:  Что нужно знать, чтобы самостоятельно отрегулировать пластиковое окно? Советы +Видео и Фото

Укладка тротуарной плитки старый город

Брусчатка «Старый город» – наиболее популярная серия, которая активно используется для мощения дорожек на частных территориях и в общественных местах. Такая востребованность объясняется просто: стильный внешний вид, прекрасные эксплуатационные качества, долговечность и простой монтаж. При наличии корректной схемы укладки тротуарной плитки «Старый город», укладку можно выполнить самостоятельно. Однако монтаж брусчатки имеет особенности, о которых лучше узнать заранее. Только если вы не хотите начинать процесс сначала, тратить свои деньги и время.

Можно нанять рабочих, но нет гарантии, что они будут соблюдать технологический процесс, поскольку он довольно длительный и состоит из нескольких этапов. За несколько часов уложить плитку не получится. И даже если вас будут уверять, что можно справиться за день, не верьте! Просто монтажники пренебрегают технологией, ради быстрого результата. В итоге, вы потом будете мучиться с ремонтом дорожного покрытия. Возможно, потребуется демонтаж и монтаж новой плитки. Но не будем вас пугать, все не так страшно! Укладка тротуарной плитки «Старый город» не такая сложная. Главное – соблюдайте рекомендации, и тротуарные дорожки вас порадуют не только красивым дизайном, но и надежностью.

Этапы монтажа брусчатки

1. Планируем наперед

Не пропускайте этот этап, поскольку он – самый важный, без преувеличения. Если не продумать заранее, где будут располагаться дорожки, придется переделывать. А это лишние расходы на строительные материалы и время, которого всегда не хватает. Так что, отложите свои инструменты и займитесь планированием.

Что нужно учесть перед началом строительных работ:
  • Назначение дорожек. От назначения и физической нагрузки зависит толщина плитки. Для дорожек на дачном участке, где не будут ездить автомобили, достаточно толщины 40 мм. Если планируется заезд легкового транспорта – 60 мм. Для строительной техники, грузовых автомобилей и других тяжеловесных ТС – 80 мм. У формы “Старый город” толщина 60 мм, поэтому она подойдет в большинстве случаев.
  • Вид и свойства грунта. Придется сделать домашнее задание и изучить пучинистость почвы, высоту грунтовых вод, глубину промерзания. Зачем это нужно? Чтобы определить какой тип основания подойдет для данного участка – бетонное основание с арматурой или песочное основание. Иногда требуется установка дополнительной дренажной системы. Это сложный пункт, который требует профессионального взгляда, поэтому рекомендуем обратиться к эксперту, если вы сомневаетесь.
  • Разметка. Начертите схему, где будут проходить дорожки, а также зоны паркинга и отдыха. Нарисуйте все на листе бумаги, чтобы наглядно видеть, каким будет ваш участок. Данный пункт необходим и для того, чтобы можно было рассчитать точное количество плитки.

2. Готовим основание

На этапе планирования выбирается вид основания, подходящий под геологические особенности территории. После этого проводятся работы по выемке грунта, и осуществляется подготовка дренажа. Зная глубину траншеи и вид основания, можно вычислить, сколько потребуется песка, щебня и геотекстиля.

3. Выбираем рисунок

4. Укладываем брусчатку поэтапно

  • Монтируем бордюры с одной стороны будущего тротуара. Они должны быть строго вровень с плиткой, иначе вода не будет уходить. С одной стороны бордюр ставится для того, чтобы вам не пришлось резать плитку, подгоняя ее под ширину дорожки. Проще сначала выложить дорожку и потом установить бордюр.
  • Выбираем схему. «Старый город» – универсальная брусчатка, которую можно выложить разными узорами, в зависимости от собственных предпочтений. Выбирая рисунок, ознакомьтесь со всеми вариантами укладки тротуарной плитки «Старый город» на фото. Это может быть монтаж вдоль или поперек тротуара полосами, хаотичное расположение. Эффектно смотрится сочетание нескольких цветов брусчатки.
  • Выкладываем плитку согласно выбранной схеме. К этому этапу у вас уже должно быть готово основание с утрамбованным верхним слоем. Верхний слой – песок, щебень или бетон для участков с высокой нагрузкой. Подготавливая основание, сделайте небольшой уклон, чтобы вода не оставалась на поверхности.

СОВЕТ: Проводите все работы в сухую погоду. Если на улице идет снег или дождь, отдохните. Повышенная влажность негативно скажется на эксплуатационных характеристиках тротуара, к тому же вам будет некомфортно работать в таких условиях. Велик риск подхватить ОРВИ или грипп.

Читайте также:  Технология сварки линолеума шнуром

Тонкости и нюансы укладки плитки «Старый город»

Начинайте монтаж плитки «от себя», то есть вы будете двигаться по выложенной плитке. Не оставляйте зазоры, поскольку брусчатка этой серии имеет сбоку шовообразователи, они же «русты». Благодаря этому зазоры между плиточками получаются ровными.

Можно ли укладывать брусчатку на цементно-песочную смесь? Единого ответа нет, однако производители не рекомендуют проводить монтаж вибропрессованной брусчатки на ЦПС. Причина – образование высолов и дорогостоящий ремонт. У вас не получится аккуратно демонтировать одну плитку и заменить ее. Придется менять сразу несколько камней, а это уже накладно для бюджета.

Для создания идеально ровной поверхности, используйте киянку, колышки с капроновой нитью и строительный уровень. Постоянно проверяйте, какой уклон у вас получается. При возникновении неровностей, возьмите резиновую киянку и легонько ударьте по выступающей плитке. Так вы сможете быстро выровнять отдельные участки, не нарушив целостность тротуара. Если у вас получится пройти по всему периметру дорожек виброплитой, это будет идеально.

Заключение

В укладке тротуарной плитки «Старый город» нет сложностей. Нужно лишь прислушиваться к рекомендациям производителя, выбрать верный тип основания и запастись терпением. Брусчатка выкладывается по одной штучке, поэтому будьте готовы к тому, что монтаж затянется на несколько часов. А если вы выберите сложный рисунок укладки тротуарной плитки «Старый город», даже за день можно не управиться.

Наглядно процесс укладки вы можете посмотреть в этом видео:

Если у вас возникли вопросы, касательно того, как класть брусчатку, напишите эксперту компании, который ответит на ваш запрос в течение суток, предоставив подробную консультацию.

Тротуарная плитка Старый город – выбираем лучшее из лучшего

«Старый город» – распространенная тротуарная плитка, применяемая для покрытия вымосток и уличных дорожек. Покупатели оценили ее по многим характеристикам. Среди них красивый вид, разнообразие оттенков и форм, возможность выкладывать различные узоры. Каждый элемент имитирует настоящий булыжник, имеет закругленные края. С ее помощью формируется уникальная картина на участке.

Конфигурация, цвета и размеры

Популярным материал для тротуарного покрытия «Старый город» стал благодаря ряду характеристик:

  • необычный дизайн;
  • широкий спектр возможного использования;
  • разнообразие цветов;
  • износостойкость и надежность.

Большинство пользователей положительно оценило преимущества тротуарного материала при реализации экстерьера и ландшафтного дизайна придомовой территории.

Тротуарная плитка «Старый город» принадлежит к группе среднеформатных мозаик. Она производится прямоугольной формы. Изготавливают элементы следующих размеров (мм):

  • 120х60;
  • 120×90;
  • 120×120;
  • 120х180.

Помимо прямоугольных, выпускаются фигурные тротуарные материалы. Их используют для скульптурной подкачки и необходимой опоры. Для выкладки узоров производители выпускают трапециевидные экземпляры.

Размеры при ширине 82 мм:

  • 53х63;
  • 63х73;
  • 73х83;
  • 83х93.

Толщина тротуарной плитки (мм):

  • 40 – идеальна для обустройства садовых дорожек, тротуаров с низкой интенсивностью движения, где не планируется больших нагрузок на покрытие;
  • 60 – применяется для пешеходных дорожек с увеличенной проходимостью, для оборудования парковочных мест внутри частных дворов;
  • 80 – очень прочная, подходит для применения в местах стоянки и движения машин, в том числе и на проезжей части.

Выпускается тротуарная плитка в любых цветовых вариантах.

Технические характеристики

«Старый город» изготавливается при помощи полусухого объемного вибропрессования. В процессе к смеси добавляются красители на натуральной основе.

Благодаря такому способу производства, тротуарный материал имеет следующие особенности:

  • максимальная прочность на сжатие не менее 0,5 кг/см²;
  • стойкость к истиранию;
  • уменьшенное водопоглощение;
  • высокая устойчивость к низким температурам;
  • масса от 94 до 189 кг/м² (зависит от размера).

При производстве отдельных фрагментов «Старого города» вводят специальные растворы кремнийорганических соединений. Это вещество необходимо для придания эластичности при переработке и эксплуатации. Вследствие этого покрытие долгое время не нуждается в защитной обработке поверхности.

Достоинства варианта

Тротуарный камень «Старый город» доступен во многообразных оттенках. Благодаря этому расширяются возможности его использования в дизайнерских ландшафтных проектах.

Важное достоинство этой тротуарной плитки в том, что она не выделяет летучие нефтепродукты и другие вредные химические вещества под воздействием высоких температур. «Старый город» не размягчается при нагреве. У него высокий уровень экологической безопасности. Этому способствует изготовление из экологически чистых материалов.

Читайте также:  Технология сварки линолеума шнуром

При правильной укладке исключается образование луж на покрытии – вся влага стекает в углубления.

Из-за особенностей производства тротуарный камень «Старый город» отличается шершавой поверхностью. Это создает противоскользящий эффект. По этой причине он подходит для покрытия тротуаров, остановок, автозаправок.

Плитка «Старый город» в значительной степени превосходит бетонные, асфальтовые покрытия по соотношению цены и качества. Камни такого типа с легкостью поддаются очистке. Если возникнут повреждения, достаточно заменить испорченную ячейку «Старого города», не разбирая всю конструкцию.

При производстве опорного тротуарного покрытия применяется минимальный объем исходного сырья.

Следует отметить несколько преимуществ материала:

  • не портится от воздействия воды;
  • не деформируется при низких температурах;
  • позволяет реализовать многообразные дизайнерские проекты;
  • не замерзает и абсолютно безопасен благодаря существующему противоскользящему эффекту;
  • имеет хорошее соотношение цены и качества;
  • предусматривает замену испорченных элементов без разбора всей дорожки.

Укладка такой плитки – несложная работа. Ее можно выполнить самостоятельно в короткий срок.

Способы укладки

В строительных магазинах продаются разные варианты тротуарной плитки «Старый город». Ширина элементов одинаковая, но длина различается.

Сегментированные камни в форме трапеций располагаются так, что планировка тротуарного покрытия сохраняется при повороте. Это не нарушает ширину прохода. Благодаря этому, легко соблюдать соотношение швов при укладке. Это часто применяется на прямых участках дорожки.

Наиболее сложной компоновочной схемой считается хаотичная. Она соответствует швам соседних рядов, а плитки выложены в уникальном цвете и узоре. Этот метод часто используется для мощения отдельных зон и участков, подведения к ним дорожек с правильным геометрическим рисунком.

Для устройства витков и конструкции круглых сечений используют трапециевидные изделия, выбирая размер в зависимости от радиуса вращения. В этом случае кладка начинается от центра круга и заканчивается на наружном диаметре.

Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать фрагмент дорожки. Он изготавливается отдельно величиной в один квадратный метр, затем ориентировка идет на изготовленный образец.

Укладка на грунтовку без основания

Перед укладкой тротуарной плитки необходимо подготовить поверхность. Для этого разравнивают грунт. При создании контуров планируемой дорожки не забывают про бордюры. Для разметки рекомендуется использовать шпагат.

Во время установки бордюров учитывают выбранную высоту грунтовки и толщину тротуарного камня.

Соотношение песка и цемента должно быть 3:1. Заливают грунтовку по длине фрагмента и выкладывают образец покрытия. Рекомендуется распределять материал так, чтобы центр был немного выше краев.

Далее, все составные части дорожки выкладывают согласно выбранному шаблону. Рекомендуется регулировать высоту камней резиновым молотком. Незначительные уклоны в сторону бордюров делают с помощью уровня. Во время дождя или оттепели по ним будет стекать вода.

В завершение тротуарной укладки необходимо покрыть грунтовкой промежутки между камнями по всей поверхности. Излишки состава убирают.

Укладка на грунтовку с основанием

В этом случае перед укладкой элементов «Старого города» нужно подготовить специальный слой фундамента. Грунт покрывают щебнем или бетоном. Это не допускает проседания плитки, ее расхождения.

Грунтовальный пласт при укладке камней на бетонную основу допускается делать меньшей толщины. Его задача – зафиксировать плитки на подготовленной поверхности.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание при мощении «Старым городом»:

  1. Работы проводят только в сухие дни. Класть плитку во время осадков недопустимо.
  2. Некоторое время после монтажа воздерживаются от мытья покрытия.
  3. Оставшийся цемент удаляют аккуратно. В противном случае, плитка его впитает. Это приведет к потускнению.

Поскольку тротуарный камень «Старый город» обладает шероховатой поверхностью, его необходимо чистить время от времени. Это предотвращает изменение цвета плитки. Она нуждается в защите от активных химических компонентов, поскольку способна впитать как сухие, так и жидкие вещества.

Не рекомендуется очищать покрытие от снега металлическими инструментами. Ломать лед на поверхности дорожки ломом тоже не желательно. Иначе ее можно повредить.

Кроме этих нюансов, дорожная плитка не нуждается в тщательном обслуживании. Она подходит для оформления садовых дорожек, тротуаров, стоянок как один из удачных вариантов.

А Вы использовали тротуарную плитку «Старый город»? Сохраняйте страницу в закладки и делитесь ею в социальных сетях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: