Как выбрать талреп, на что обращать внимание и средняя стоимость
Талреп – это такелажный узел, используемый для фиксации груза при перевозке, удерживания различных составных (мачты, гимнастические снаряды и т.д,) и для регулирования натяжения кабелей, канатов, тросов.
Принцип работы данного приспособления заключается в том, что при вращении корпуса оголовки движутся навстречу друг другу. При малой нагрузке выбрать силу натяжения каната можно вручную. Если требуется сделать натяжение слабее, то муфта должна вращаться в противоположную сторону.
- Обеспечение надежности конструкции;
- Компактность;
- Простота.
Устройство и характеристики
Изделие состоит из 4 элементов, а именно:
- Литой муфты, имеющей два резьбовых отверстия. Может быть в форме эллипса или прямоугольной рамы.
- Нескольких элементов для захвата грузов (стропы). Каждый из элементов представляет собой стержень с резьбой на противоположной части. На этих сторонах имеется оголовок в виде вилки, петли или крюка.
- Подкладных шайб, которые необходимы для того, чтобы действующая нагрузка распределялась равномерно.
- Стопорных гаек, которые способны предотвратить самостоятельное ослабление натяжителя.
Классификация и маркировка
Так как талреп используется в условиях неблагоприятных атмосферных воздействий, то выбирают крепеж:
- Из нержавеющей стали;
- Из металла с оцинкованным покрытием.
Также, изделия классифицируют в зависимости от типа крепления на концах винтов:
ДЛЯ СПРАВКИ! Тип крюк-кольцо может быть закрытым или открытым. Закрытый используется в большинстве современных моделей, применяется в основном для закрепления оптоволоконных кабелей.
В маркировке талрепа содержится информация о длине и типе муфты, типе оголовка, размере резьбы с указанием расположения левой нарезки. Также указывается значение допустимой нагрузки. Покрытие и тип конструкции отражается в технической документации.
Материал
Для производства данного крепежа используют только сталь высокого качества. Само изделие получают методом ковки, затем наносится защитный слой. Такая процедура получила название «пассивация», она осуществляется методом горячей оцинковки. Благодаря пассивации крепеж защищен от коррозии и его можно использовать длительное время в условиях повышенной влажности без потери качества.
Муфты
Муфты изготавливают тремя способами (ГОСТ 9690-71):
- Сваркой;
- Литьем;
- Штамповкой.
Также, производят муфты как открытого, так и закрытого типа. Изделия открытого типа могут выдерживать до 6,3т, а закрытого – до 20т.
Размер и вес
ВАЖНО! Вес типового изделия зависит от материала конструкции и от способов изготовления.
Грузоподъемность
В технической документации на изделие указывается его грузоподъемность. Она может зависеть от вида захватывающего устройства.
Виды винтовых талрепов
Винтовой талреп состоит из муфт с двумя отверстиями под винты и разными направлениями резьбы. При повороте муфты в одну сторону винты вкручиваются в корпус, в другую – выкручиваются. Благодаря такому принципу работы можно без труда изменять длину приспособления для стяжки.
Корпус муфты может быть открытого или закрытого типа. Закрытый используется в основном в сложных условиях эксплуатации, например, когда возможно обледенение или засорение песком.
Оголовки винтов могут быть в виде:
- крюка;
- вилки;
- шпильки;
- кольца.
Встречаются и комбинации этих видов – вилка-кольцо,крюк-вилка и др. Наибольшим показателем надежности обладает натяжитель с комбинацией “вилка-вилка”.
Нержавеющий или оцинкованный?
Перед выбором талрепа нужно учесть внешние факторы, в которых он будет применяться, а также степень агрессивных воздействий окружающей среды.
Если работа будет происходить в сухом помещении или небольшой промежуток времени на улице, то подойдет оцинкованное изделие. Но если талреп будет эксплуатироваться большую часть времени на улице или в местах с высокой влажностью, то необходимы нержавеющие талрепы закрытого типа из стали А2. На химических производствах, горячих цехах, бассейна и т.д используются талрепы из кислостойкой стали А4.
Что такое вантовые крепления (цепные натяжители)
Цепные натяжители или рэтчеты – это вантовые крепления с захватом в форме крюка. Они используются для крепления цепями больших и тяжелых грузов. Благодаря наличию рычажного или храпового механизма можно создать натяжение большого усилия.
Цепная стяжка достаточно популярна в мире, так как с ее помощью можно зафиксировать крупногабаритные грузы. Этот ручной механизм является надежным и отлично фиксирует груз, который не будет падать во время перевозки или самопроизвольно перемещаться.
Храповый стяжной механизм
Цепной талреп с данным механизмом имеет переключатели вращения и два поворотных крюка, располагающиеся на разных концах конструкции. Принцип работы заключается в том, что при поворачивании рукоятки крюки сходятся, тем самым обеспечивается натяжение цепей крепления.
Достоинства устройства храпового типа:
- Простота установки в систему крепежа;
- Не требует приложения больших физических усилий во время работы;
- Не нужно дополнительно фиксировать рычаг.
Рычажный стяжной механизм
Состоит из 2 поворотных захватных крюков, с помощью которых происходит зацепка крепежной цепи и из эксцентрикового рычага. Натяжение цепей достигается путем воздействия на рычаг, который сам зажимается в тот момент, когда достигает максимального натяжения. Цепь надежно фиксирует рычажный механизм и не дает ему раскрыться.
Плюсы рэтчета данного типа:
- Быстрота монтажа;
- Простота;
- Небольшие габариты;
Разновидности канатных зажимов
В зависимости от способа установки и конструкции зажимы классифицируют как:
- болтовые;
- винтовые;
- клиновые;
- прессуемые;
- клыковые;
- заклинивающиеся.
Все канатные зажимы изготавливаются с соблюдением ГОСТ и DIN
U-образный зажим
Это u-образный болт с резьбой. Резьбовые элементы вставляются в сжимающую конструкцию и во время затягивания гаек трос прижимается к болту.
Трубчатый зажим
Представляет собой зажимы-втулки из алюминия (для обычных тросов) или из меди (для кислотостойких). Для работы в агрессивной среде используют зажимные изделия из нержавеющей стали.
В основном такие зажимы применяют для соединения тросов друг с другом или для устройства петель на концах троса. Трубчатый зажим – разовый несъемный элемент.
Плоский тросовый зажим
Изготавливается из углеродистой стали. Состоит из:
- прижимной пластины;
- винтов;
- гаек с метрической резьбой.
Исходя из количества винтов, различают: одинарный, двойной и тройной зажимы. Принцип работы заключается в том, что по мере затягивания гаек трос зажимается между прижимными элементами.
Как выбрать талреп?
Особое внимание во время выбора изделия нужно уделить такому параметру как максимально допустимая нагрузка. Если талреп используется для фиксации груза в вертикальном положении, то необходим большой запас, примерно 600-900%.
Также важным пунктом является безопасность. Необходимо понимать, насколько надежно канат или трос обхватывают зажим.
ВАЖНО! Типы конструкции с двумя гаками обладают наименьшей безопасностью.
При выборе стоит внимательно изучить маркировку изделия, которая указана на корпусе или техническую документацию, она должна быть у любого сертифицированного продукта.
Помимо нагрузки, нужно учитывать размер элемента. Например, если монтаж будет производиться в стесненных условиях. Обратить внимание нужно и на наличие антикоррозионной защиты.
Перед использованием нужно проверить талреп следующим образом:
- Проверить совпадают ли резьбы;
- Осмотреть на предмет механических повреждений, деформаций;
- Выявить отсутствие трещин, борозд.
ВАЖНО! В комплект обязательно должны входить стопорные гайки. Без них работа талрепа может быть бессмысленной, так как под влиянием нагрузки он будет раскручиваться.
ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации
Требования к талрепам отражены в стандартах:
- ГОСТ 9690-71 – отечественный стандарт;
- DIN 1748, DIN 1480 – европейские стандарты.
Принцип работы и регулировки натяжения
Правильная работа натяжителей должна обеспечивать одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях. Как только натяжение достигает допустимой силы, процесс останавливается. Регулируется натяжение просто. Его в любой момент можно ослабить, не прилагая больших физических усилий.
Требования к деталям талрепа
В конструкциях закрытого типа резьба должна располагаться в корпусе муфты. Такой вариант является безопасным, так как при разрушении захватного устройства оно не разлетится во все стороны. Именно поэтому допустимое значение натяжения для закрытых талрепов больше.
Большое значение имеет технология изготовления муфт. Штампованные муфты обладают большей прочностью. А сварные имеют самую низкую несущую способность.
Средняя стоимость
Стоимость талрепа напрямую зависит от размера, типа, материала и пр.
Например, самое простое изделие стандарта DIN 1480 имеет стоимость от 75 рублей, а талреп для судов стандарта ГОСТ 9690-71 стоит порядка 19000 рублей.
Наиболее ходовые виды имеют цену в диапазоне от 400 до 1800 рублей.
Талреп – полезное устройство с необычным названием для работы с тяжелыми предметами
Можно смело утверждать, что практически каждый человек видел такое полезное приспособление, как натяжитель троса. Многие даже умеют пользоваться этим устройством. Однако мало кто знает, что у данного устройства имеется название – это талреп. Это слово было введено в обращение профессиональными такелажниками. В нашей статье мы расскажем о талрепах, их ключевых особенностях, а также советах по правильной эксплуатации.
Применение талрепов – где они используются
Широкое применение этот вид натяжителей нашел в области грузовых и морских перевозок. На сегодняшний день невозможно представить ни один тяжелый или негабаритный груз, который бы крепился без помощи талрепов. Благодаря специальной конструкции, устройство обладает возможностями справляться с очень тяжелыми грузами, масса которых достигает нескольких десятков тонн. Первоначально мастера использовали механизм для соединения металлических и деревянных конструкций разных типов и видов.
Талреп идеально подходит для закрепления грузов при такелажных работах
Талреп представляет собой такое приспособление, которое идеально подходит для закрепления грузов при такелажных работах, а также транспортировке товаров. К примеру, механизм будет незаменим в случаях, когда требуется выполнить монтаж громоздких антенн или металлических конструкций.
Современные талрепы производятся из высококачественной нержавеющей стали. За счет этого механизмы обладают стойкостью к разрушительному воздействию коррозии. Для усиления эксплуатационных характеристик, а также для увеличения уровня надежности, прочности и долговечности устройства, их часто покрывают различными напылениями. Огромной популярностью пользуются оцинкованные талрепы, стоимость которых несколько выше средней цены на аналогичные устройства.
При этом стоимость является полностью оправданной. Суть в том, что металлические натяжители тросов, как правило, используются для закрепления грузов снаружи, под открытым небом. Следовательно, они подвержены воздействию окружающей среды. Если же приобрести инструмент, покрытый цинком, то о проблемах, связанных деформацией или разрушением вследствие действия атмосферных осадков, можно забыть навсегда.
При покупке натяжителей тросов в первую очередь внимание следует уделять толщине и длине канатов и тросов, для работы с которыми требуется талреп. Несмотря на то, что они способны выдерживать колоссальные нагрузки, создаваемые многотонными предметами, параметры самих талрепов отличаются компактностью. Так, размеры находятся в диапазоне от нескольких до десятков сантиметров. Правильно подобрав монтажный натяжитель для тросов, вы можете рассчитывать на успешное закрепление необходимых объектов.
Талреп изнутри – как он устроен
Внешне талреп напоминает обычную муфту, которая состоит из нескольких винтов. Особенность заключается в том, что на винтах нанесена резьба с противоположным ходом. Еще один важный элемент любого талрепа – это металлическое основание, на которое накручиваются винты. Как правило, основание отличается цилиндрической формой. Однако далеко не всегда используются основания. Более простые и примитивные модели оснащаются специальными кольцами. Естественно, основание из металла обеспечивает большую прочность и надежность устройства. В любом случае, работа механизма осуществляется за счет стягивания винтов ближе к центру. Результатом становится максимальное натяжение тросов, веревок, ремней или канатов- в зависимости от того, что именно стягивается талрепом.
Грузоперевозки и такелажные работы – это далеко не единственная сфера применения натяжителей. Например, талрепы могут использоваться в быту, в частности, для настройки фортепиано (натягивание струн для достижения лучшего звучания), а также в случае необходимости подтянуть крепления для штор.
В большинстве случаев приборы для работы с тросами производятся открытыми, то есть винты для регулировки силы натяжения находятся на виду. Корпус может быть изготовлен методом литья, сварки или ковки. Следующий этап технологического процесса заключается в фрезеровании двух отверстий, посредством которых можно изменять усилие и длину. Независимо от метода производства каждой конкретной детали, входящей в состав натяжителя, само устройство выполняется токарным способом.
Талреп состоит из двух винтов с противоположной резьбой и крюков
Конструкция любого талрепа представлена следующими основными составляющими:
- Металлический корпус
- Два винта с противоположной резьбой
- Оголовок винта, который выполняется в виде кольца, крюка или вилки.
Следует отметить, что также существуют модели и с закрытым типом винтов, которые требуются для обеспечения дополнительной защиты перевозимых товаров, поскольку придется затратить большее количество времени для ослабления винтов. Кроме этого закрытые талрепы пользуются спросом при работе с тяжелыми огромными объектами в сложных погодных условиях.
Талрепы для канатов – основные их виды
Покупая талреп для натяжки тросов, вы должны определиться с его маркировкой, а также особенностями каждой конкретной модели. Выделяют несколько видов устройств для крепления товаров:
- О+О – на каждом оголовке винта располагаются кольца
- С+О – на оголовках находится кольцо и крюк
- С+С – талреп представлен в конфигурации с двумя крюками
- В+В — на винтах находятся вилки
Это самые популярные модели, которые на данный момент представлены на рынке. Для усиления натяжения или его ослабления требуется вращать винты, в результате чего они будут двигаться либо от центра, либо к центральной части устройства. В первом случае сила натяжения будет уменьшаться, тогда как движение винтов к центру свидетельствует об усилении силы натяжения троса. Существуют усиленные модели, которые называются грузовыми талрепами. Особенностью подобных устройств является крепкая и долговечна сталь, способная переносить огромные нагрузки. Так, грузовые механизмы массой порядка 25 килограмм обеспечивают закрепление предметов с общей массой вплоть до 90 тонн.
Для усиления натяжения требуется вращать винты
Также отметим, что талрепы вида «крюк-крюк» нашли применение в тех случаях, когда груз крепится к прочным изделиям наподобие антенн, мачт, а также тросов или канатов. Если же вы приобрели устройство с типов «кольцо-кольцо», то для закрепления такого талрепа требуется предмет крюкообразной формы. В противном случае О-образный натяжитель закрепить не представляется возможным. Подвижные элементы подобных механизмов присутствует специальная резьба, необходимая для регулировки и изменения длины троса. В современных приборах появляются дополнительные приспособления, задача которых заключается в изменении уровня плавности натяжения. Область применения подобных устройств – это натягивание волоконно-оптических кабелей под малые нагрузки.
При работе с талрепами указанных выше разновидностей следует учесть тот факт, что их использование категорически запрещено для закрепления несущих конструкций. В этом случае может помочь вариант «вилка-вилка» на оголовках винтов. Очень популярный и востребованный вариант исполнения натяжителей. Посредством такого прибора такелажники получают возможность в кратчайшие сроки настроить длину троса и уровень его натяжения. Однако для подъема предметов данный инструмент не подойдет. Его основное предназначение заключается в страховке, растяжке, а также настройке подвески.
В некоторых ситуациях применяются цепные талрепы, которые могут похвастаться существенно большей длиной. Благодаря такой особенности, инструмент может быть использован для захвата двух или даже более предметов с целью их стягивания, задавая определенный уровень натяжения.
Правильная эксплуатация талрепов – в чем секрет успешной работы
Подвергать талреп для троса необходимо только таким нагрузкам, на которые он рассчитан. В случае деформации каких-либо отдельных элементов вследствие повышенных нагрузок, необходимо моментально отреагировать на происходящее: уменьшить уровень натяжения тросов и заменить компоненты, которые вышли из строя. Причем выполнять подобные действия требуется с максимальной осторожностью и внимательностью, чтобы натянутый трос не разрушил механизм и не причинил вам вреда.
Радиальные или боковые нагрузки сокращают срок службы приборов
Радиальные или боковые нагрузки, значительно сокращают ресурс жизни приборов, поскольку талрепы для испытания подобных нагрузок не предназначены. В этой связи требуется постоянный контроль за инструментом до работы, во время и обязательно после. Любые, даже самые мелкие и незначительные на первый взгляд деформации, недопустимы. Выбирая правильное устройство для работы с грузами соответствующих габаритов и веса, вы сведете к минимуму вероятность выхода прибора из строя.
Перед работой рекомендуется выполнить некоторые подготовительные мероприятия, увеличивающие срок службы талрепов:
- Нанесение смазки
- Полировка войлочным кругом
- Промывка бензином
- Прогон инструмента вхолостую
Одна из самых часто возникающих проблем с натяжителями – это намертво залипший талреп, раскрутить винты которого бывает невероятно сложно даже для физически развитых мужчин. Во избежание подобных проблем необходимо пользоваться специальными смазками, в том числе с присадкой бисульфат молибдена или графита, а также периодически промывать прибор в чистой пресной воде.
Как видно, талреп представляет собой отличный инструмент для выполнения сложных работ, связанных с транспортировкой тяжелых грузов, а также их закреплением. А правильный уход обеспечит долгую и безотказную работу механизма.
Что такое талреп и как он устроен
Используемое профессиональными такелажниками слово талреп может показаться незнакомым, но при этом каждый обязательно хоть когда-нибудь видел этот предмет. Впервые такое крепежное приспособление стало использоваться в сфере грузовых морских перевозок специалистами по надежному закреплению грузов. Так было названо устройство, применяемое и сейчас при стягивании, выбирании слабины в такелаже, строительстве зданий, монтаже кабелей, столбов и прочих опор, например, контрфорсов.
Что нужно знать об устройстве талрепов
Чтобы разобраться, что это такое – талреп, познакомьтесь с его видами, функциями и конкретными примерами применения.
Талрепы двух типов
Ключевые детали и конструктивные особенности
Конструкция талрепа, специалисты могут также называть его рэтчетом, наиболее часто включает в себя два винта с противоположной резьбой, которые вкручиваются в кольцо с подходящими по резьбе отверстиями.
Классический талреп состоит из деталей:
– прочной литой муфты эллипсовидной или вытянутой прямоугольной формы;
– двух отверстий с противоположным направлением вращения резьбы,
– расположенных по центру скруглений муфты и строго по оси всего изделия;
– двух винтов с креплениями (кольцами/крюками/петлями/вилками) на концах, выполненных в виде стержней, обеспечивающих необходимое натяжение (тросам/канатам/цепям) при их вращении в противоположных направлениях.
Талреп крюк-кольцо
Концы винтов производятся как с проушиной (ушком), так и с крюком – вилкой. Именно к ним должен крепиться трос (цепь). Регулирование натяжения происходит при вращении кольца, когда винты должны постепенно смещаться к центру. Рэтчеты применяются при таких ситуациях, как натяжение троса между столбами, когда необходимо большое натягивающее усилие.
Талрепы различаются по массе, начинаясь с нескольких граммов, когда необходимо натяжное усилие в несколько килограммов, к примеру, при монтаже шторных струн, доходя до десятков тонн, когда устройства включены в инженерные проекты строительства зданий, мостов.
Натяжение троса
ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации
Регламентом при изготовлении натяжителей троса на постсоветском пространстве приняты следующие нормативные документы:
Виды и госты
Международные стандарты по регулированию производства, технических характеристик талрепов основываются на DIN 1478, DIN 1480.
Получите всю важную информацию, просто внимательно посмотрев на рукоятку с принятой маркировкой, на крюки с указанием допустимого к применению калибра (диаметра) троса/цепи.
Типичные размеры
Принцип работы и регулировки натяжения
Правильное функционирование натяжителей обеспечивает одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях, что доступно из-за нанесения противоположной резьбы. Этот процесс заканчивается при достижении достаточной силы натяжения в тросе/канате/цепи, которое позволяет закрепить в определенный момент конкретный объект – груз, недвижимость, столб, мачту и тому подобное.
Такелажники, строители, дизайнеры интерьеров, установщики антенн и даже настройщики пианино именно по причине максимальных навыков по ощущению момента достаточного натяжения крепления могут считаться профессионалами в своем деле.
Крепежные конструкции
Простая регулировка натяжения позволяет легко его ослаблять, а технология установки крепежа обеспечивает комфортную возможность демонтажа, в случае возникновения такой необходимости. Ценным преимуществом можно считать и простоту конструкций такого крепежа, что всегда исключает дополнительные риски его разрушения в процессе эксплуатации.
Мастера имеют возможность предварительной подготовки/сборки большого количества элементов для крепежа, если такие подготовительные работы дают дополнительные преимущества в скорости их установки уже непосредственно на объекте, также можно применять неразборные рэтчеты.
Грузовые приспособления достигают веса в 25 кг, выдерживая гарантированную сертификатами нагрузку до 90 тонн. Это означает, что при помощи нескольких крепежных элементов можно зафиксировать практически любые объекты, правильно рассчитав нагрузку.
Устройство системы натяжения
Виды натяжителей для тросов и цепей
Все натяжители можно разделить по нескольким важным признакам, одним из которых является материал для их изготовления.
Принципы классификации и типы устройств
По причине использования этого крепежа в условиях постоянного неблагоприятного воздействия атмосферных явлений в основном используют талрепы:
– из нержавеющих стальных сплавов;
– из металла с нанесенным оцинкованным покрытием.
Элементы системы натяжения
Для изготовления натяжителей подходит только самая высококачественная сталь, из которой методом ковки и производят изделия, в следующем технологическом шаге подвергающиеся процессу пассивации.
Пассивацией называется нанесение защитного слоя методом исключительно горячей оцинковки, обеспечивающей необходимые антикоррозионные свойства крепежу, использующемся для непрерывной долговременной работы во влажных средах без потери качественных характеристик.
Тип вилка-вилка
Кроме этого, важна разбивка по типам креплений на концах винтов, среди которых наиболее часто применимы изделия с маркировкой:
Тип крюк-кольцо
Такой крепеж может быть открытым и закрытым. Второй тип чаще встречается в более современных моделях, используемых для закрепления оптоволоконных кабелей.
Выбор крепежа под конкретные задачи
Специалисты рекомендуют использовать талрепы конкретной маркировки в оптимальной комплектации для каждой поставленной задачи. Так, к примеру, крепеж «C+C» наиболее часто применим там, где необходимо удлинить трос/цепь, изменить их натяжение. Чаще всего, это мачты и антенны.
Система «C+O» служит аналогичным задачам. А талрепы с маркировкой «O+O» пригодятся там, где используются канаты/цепи/тросы с крюками на концах. Цепные рэтчеты позволяют хорошо стягивать достаточно удаленные друг от друга грузы. Более подробно особенности такого крепежа описаны в следующем параграфе.
Применение в кабельной разводке
Цепные рэтчеты – конструкция и применение
Приведенный в качестве примера на фото талреп называется цепным рэтчетом. Он отличается высокой прочностью и надежностью.
Сферы применения и основное назначение
Предназначен такой натяжитель в первую очередь для систем крепления на тралах, а также для такелажа при перевозках грузов в лесозаготовительной промышленности. Цепной талреп необходим для качественного натяжения цепей, используемых при обвязке крупногабаритных грузов.
Цепная стяжка в большинстве такелажных инструкций рекомендована к применению при транспортировании особо тяжелых грузов (труб больших диаметров, бревен), а также особенной спецтехники (деталей турбин, большемерных негабаритных станков, к примеру, оборудования для обкатки колесных пар железнодорожных составов, или для вытачивания большемерных деталей) на тралах.
Такие такелажные приспособления отличаются своей эргономичностью – их устройство допускает операцию натяжения одной рукой, чтобы второй спокойно придерживать цепь в процессе ее выполнения.
Рэтчет цепной
Особенности конструкции и эксплуатации цепных рэтчетов
Рэтчеты цепные с использованием храпового механизма изготавливаются чаще с крюками, но применяются и модели с проушинами на концах. В стандартном исполнении цепного талрепа используются крюки, подходящие исключительно под цепи определенного калибра (диаметра).
Устройство создано под параметры воздействия исключительно осевого линейного усилия, поэтому категорически противопоказаны боковые нагрузки. Их никогда не используют для подъема грузов. Комплект стяжки цепной в стандартном исполнении включает в себя:
– цепь с крюками на концах (3-5 м);
Крепление ширмы
Каждый рэтчет, по результатам лабораторных испытаний, обязательно сертифицируется, так как является источником потенциальной угрозы для травм работников, порчи имущества, создания нештатных ситуаций. Выбирая приспособления этого типа, всегда учитывайте мощность нагрузки в соотношении с калибром применяемой цепи!
Сферы применения натяжителей
Где можно увидеть работающие талрепы? Ответ прост – практически повсюду, где требуется фиксация предметов различного размера с обеспечением симметричного натяжения с противоположных сторон. Приспособления не подходят для подъема/перевалки грузов, а применяются только для фиксации при перевозках любыми транспортными средствами, а также на стационарных объектах – для гарантированной устойчивости. Это могут быть: – теле-/радиовышки;
– крепления для стеллажей в логистических центрах;
– вспомогательное строительное оборудование;
– промышленные/гражданские здания/прочие сооружения;
– объекты, требующие реконструкции или поддержания безопасного состояния, предохраняющего от дальнейших разрушений;
– аттракционы, высотные парки;
– временные/перевозные сооружения (шатры, палатки).
Крепеж антенной мачты
Сферы применения постоянно расширяются. А ведь всего столетие назад талрепы использовались исключительно моряками! Это справедливо как для быта, так и для промышленного применения крепежа. Вы можете наблюдать маленькие изделия в оформлении оконных проемов карнизами/шторами/жалюзи. И не сможете не заметить гигантских талрепов в конструкциях современных мостов и зданий с особой архитектурой, предполагающей дополнительные опоры и фиксацию.
Инструкция по натяжению троса
Перед тем как натянуть трос между столбами, следует изучить все правила безопасного использования талрепов – и для процесса установки, и для последующей эксплуатации. Для этого необходимо в первую очередь подобрать подходящий для задачи натяжитель. Воспользуйтесь приведенной ниже таблицей для точного выбора.
Основные этапы и правила работы
Выбрав необходимый талреп, следует действовать с соблюдением следующей технологии:
1. Протереть натяжитель бензином.
2. Отполировать его войлочным кругом.
3. Нанести смазку (с графитовой присадкой/с бисульфатом молибдена).
4. Прогнать вхолостую.
5. Провернуть пару раз при монтаже.
6. При установке с попаданием морской воды – промыть пресной (для предохранения от слипания деталей).
7. Установить натяжитель для троса, вращая винты в противоположных направлениях до момента достижения эффективного натяжения, когда груз или конструкция будут эффективно зафиксированы.
8. Если трос окажется перетянут, следует ослабить натяжение, плавно вращая винты в направлении противоположном изначальному.
9. При необходимости – заменить искривленные детали.
10. Следить за отсутствием любой нагрузки, кроме осевой.
11. Периодически проверять качество натяжения троса, занимаясь при необходимости его корректировкой тем же методом, который использовался при первоначальном монтаже.
Натяжение троса
Важные рекомендации и видео
Для таких устройств наиболее важен правильный монтаж, позволяющий при дальнейшей эксплуатации натяжителей уделять им минимальное время на контроль состояния, плановое обслуживание, при сохранении гарантированных качественных характеристик, указанных в сертификационных документах. Следуя всем пунктам вышеприведенной инструкции, вы всегда сможете качественно, надежно натянуть трос без посторонней помощи.
Изучив информацию про талрепы, и разобравшись, что что это такое, для чего применяются и как подразделяются на виды, вы сможете самостоятельно подобрать крепежное устройство для конкретных целей, не рискуя надежностью закрепляемой конструкции.
Начинающим специалистам, желающим повысить свой профессиональный уровень, а также тем, кто применяет самостоятельно крепеж в быту, полезно посмотреть видео с подробностями правильной технологии монтажа для различных типов талрепов.
Талреп — что это, для чего, как выбрать
Используемое профессиональными такелажниками слово талреп может показаться незнакомым, но при этом каждый обязательно хоть когда-нибудь видел этот предмет. Впервые такое крепежное приспособление стало использоваться в сфере грузовых морских перевозок специалистами по надежному закреплению грузов. Так было названо устройство, применяемое и сейчас при стягивании, выбирании слабины в такелаже, строительстве зданий, монтаже кабелей, столбов и прочих опор, например, контрфорсов. В статье мастер сантехник расскажет, что такое талреп и как он устроен.
Устройство и характеристики
Конструкция талрепа, специалисты могут также называть его рэтчетом, наиболее часто включает в себя два винта с противоположной резьбой, которые вкручиваются в кольцо с подходящими по резьбе отверстиями.
Классический талреп состоит из деталей:
- Прочной литой муфты эллипсовидной или вытянутой прямоугольной формы;
- Двух отверстий с противоположным направлением вращения резьбы, расположенных по центру скруглений муфты и строго по оси всего изделия;
- Двух винтов с креплениями (кольцами/крюками/петлями/вилками) на концах, выполненных в виде стержней, обеспечивающих необходимое натяжение (тросам/канатам/цепям) при их вращении в противоположных направлениях.
Концы винтов производятся как с проушиной (ушком), так и с крюком – вилкой. Именно к ним должен крепиться трос (цепь). Регулирование натяжения происходит при вращении кольца, когда винты должны постепенно смещаться к центру. Рэтчеты применяются при таких ситуациях, как натяжение троса между столбами, когда необходимо большое натягивающее усилие.
Талрепы различаются по массе, начинаясь с нескольких граммов, когда необходимо натяжное усилие в несколько килограммов, к примеру, при монтаже шторных струн, доходя до десятков тонн, когда устройства включены в инженерные проекты строительства зданий, мостов.
ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации
Регламентом при изготовлении натяжителей троса на постсоветском пространстве приняты следующие нормативные документы:
- ГОСТ 9690-71;
- ОСТ 5.2314-79.
Международные стандарты по регулированию производства, технических характеристик талрепов основываются на DIN 1478, DIN 1480.
Получите всю важную информацию, просто внимательно посмотрев на рукоятку с принятой маркировкой, на крюки с указанием допустимого к применению калибра (диаметра) троса/цепи.
Принцип работы и регулировки натяжения
Правильное функционирование натяжителей обеспечивает одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях, что доступно из-за нанесения противоположной резьбы. Этот процесс заканчивается при достижении достаточной силы натяжения в тросе/канате/цепи, которое позволяет закрепить в определенный момент конкретный объект – груз, недвижимость, столб, мачту и тому подобное.
Такелажники, строители, дизайнеры интерьеров, установщики антенн и даже настройщики пианино именно по причине максимальных навыков по ощущению момента достаточного натяжения крепления могут считаться профессионалами в своем деле.
Простая регулировка натяжения позволяет легко его ослаблять, а технология установки крепежа обеспечивает комфортную возможность демонтажа, в случае возникновения такой необходимости. Ценным преимуществом можно считать и простоту конструкций такого крепежа, что всегда исключает дополнительные риски его разрушения в процессе эксплуатации.
Мастера имеют возможность предварительной подготовки/сборки большого количества элементов для крепежа, если такие подготовительные работы дают дополнительные преимущества в скорости их установки уже непосредственно на объекте, также можно применять неразборные рэтчеты.
Грузовые приспособления достигают веса в 25 кг, выдерживая гарантированную сертификатами нагрузку до 90 тонн. Это означает, что при помощи нескольких крепежных элементов можно зафиксировать практически любые объекты, правильно рассчитав нагрузку.
Виды натяжителей для тросов и цепей
Все натяжители можно разделить по нескольким важным признакам, одним из которых является материал для их изготовления.
По причине использования этого крепежа в условиях постоянного неблагоприятного воздействия атмосферных явлений в основном используют талрепы:
- Из нержавеющих стальных сплавов;
- Из металла с нанесенным оцинкованным покрытием.
Для изготовления натяжителей подходит только самая высококачественная сталь, из которой методом ковки и производят изделия, в следующем технологическом шаге подвергающиеся процессу пассивации.
Пассивацией называется нанесение защитного слоя методом исключительно горячей оцинковки, обеспечивающей необходимые антикоррозионные свойства крепежу, использующемся для непрерывной долговременной работы во влажных средах без потери качественных характеристик.
Кроме этого, важна разбивка по типам креплений на концах винтов, среди которых наиболее часто применимы изделия с маркировкой:
- C+C (крюк/крюк);
- C+O (крюк/кольцо);
- O+O (кольцо/кольцо).
Такой крепеж может быть открытым и закрытым. Второй тип чаще встречается в более современных моделях, используемых для закрепления оптоволоконных кабелей.
Производители талрепов:
- Китай – Homer, Qinlong, Haice, MEIAO;
- Отечественное производство – Зубр;
- Финляндия – FIXBOX;
- Голландия – VAN BEEST;
- Бельгия/США – CROSBY;
- Польша — Goralmet.
Выбор крепежа под конкретные задачи
Специалисты рекомендуют использовать талрепы конкретной маркировки в оптимальной комплектации для каждой поставленной задачи. Так, к примеру, крепеж «C+C» наиболее часто применим там, где необходимо удлинить трос/цепь, изменить их натяжение. Чаще всего, это мачты и антенны.
Система «C+O» служит аналогичным задачам. А талрепы с маркировкой «O+O» пригодятся там, где используются канаты/цепи/тросы с крюками на концах. Цепные рэтчеты позволяют хорошо стягивать достаточно удаленные друг от друга грузы. Более подробно особенности такого крепежа описаны в следующем параграфе.
Цепные рэтчеты – конструкция и применение
Приведенный в качестве примера на фото талреп называется цепным рэтчетом. Он отличается высокой прочностью и надежностью.
Предназначен такой натяжитель в первую очередь для систем крепления на тралах, а также для такелажа при перевозках грузов в лесозаготовительной промышленности. Цепной талреп необходим для качественного натяжения цепей, используемых при обвязке крупногабаритных грузов.
Цепная стяжка в большинстве такелажных инструкций рекомендована к применению при транспортировании особо тяжелых грузов (труб больших диаметров, бревен), а также особенной спецтехники (деталей турбин, большемерных негабаритных станков, к примеру, оборудования для обкатки колесных пар железнодорожных составов, или для вытачивания большемерных деталей) на тралах.
Такие такелажные приспособления отличаются своей эргономичностью – их устройство допускает операцию натяжения одной рукой, чтобы второй спокойно придерживать цепь в процессе ее выполнения.
Рэтчеты цепные с использованием храпового механизма изготавливаются чаще с крюками, но применяются и модели с проушинами на концах. В стандартном исполнении цепного талрепа используются крюки, подходящие исключительно под цепи определенного калибра (диаметра).
Устройство создано под параметры воздействия исключительно осевого линейного усилия, поэтому категорически противопоказаны боковые нагрузки. Их никогда не используют для подъема грузов. Комплект стяжки цепной в стандартном исполнении включает в себя:
- Цепь с крюками на концах (3-5 м);
- Цепной талреп.
Каждый рэтчет, по результатам лабораторных испытаний, обязательно сертифицируется, так как является источником потенциальной угрозы для травм работников, порчи имущества, создания нештатных ситуаций. Выбирая приспособления этого типа, всегда учитывайте мощность нагрузки в соотношении с калибром применяемой цепи!
Сферы применения натяжителей
Где можно увидеть работающие талрепы? Ответ прост – практически повсюду, где требуется фиксация предметов различного размера с обеспечением симметричного натяжения с противоположных сторон. Приспособления не подходят для подъема/перевалки грузов, а применяются только для фиксации при перевозках любыми транспортными средствами, а также на стационарных объектах – для гарантированной устойчивости. Это могут быть:
- Теле-/радиовышки;
- Молниеотводы;
- Спутниковые антенны;
- Водонапорные башни;
- Столбы;
- Крепления для стеллажей в логистических центрах;
- Башенные сооружения;
- Вспомогательное строительное оборудование;
- Промышленные/гражданские здания/прочие сооружения;
- Объекты, требующие реконструкции или поддержания безопасного состояния, предохраняющего от дальнейших разрушений;
- Флагштоки;
- Спортивные снаряды;
- Тяжелые ограждения;
- Памятники;
- Аттракционы, высотные парки;
- Временные/перевозные сооружения (шатры, палатки).
Сферы применения постоянно расширяются. А ведь всего столетие назад талрепы использовались исключительно моряками! Это справедливо как для быта, так и для промышленного применения крепежа. Вы можете наблюдать маленькие изделия в оформлении оконных проемов карнизами/шторами/жалюзи. И не сможете не заметить гигантских талрепов в конструкциях современных мостов и зданий с особой архитектурой, предполагающей дополнительные опоры и фиксацию.
Инструкция по натяжению троса
Перед тем как натянуть трос между столбами, следует изучить все правила безопасного использования талрепов – и для процесса установки, и для последующей эксплуатации. Для этого необходимо в первую очередь подобрать подходящий для задачи натяжитель.
Выбрав необходимый талреп, следует действовать с соблюдением следующей технологии:
- Протереть натяжитель бензином;
- Отполировать его войлочным кругом;
- Нанести смазку (с графитовой присадкой/с бисульфатом молибдена);
- Прогнать вхолостую;
- Провернуть пару раз при монтаже;
- При установке с попаданием морской воды – промыть пресной (для предохранения от слипания деталей);
- Установить натяжитель для троса, вращая винты в противоположных направлениях до момента достижения эффективного натяжения, когда груз или конструкция будут эффективно зафиксированы;
- Если трос окажется перетянут, следует ослабить натяжение, плавно вращая винты в направлении противоположном изначальному;
- При необходимости – заменить искривленные детали;
- Следить за отсутствием любой нагрузки, кроме осевой;
- Периодически проверять качество натяжения троса, занимаясь при необходимости его корректировкой тем же методом, который использовался при первоначальном монтаже.
Итог
Для таких устройств наиболее важен правильный монтаж, позволяющий при дальнейшей эксплуатации натяжителей уделять им минимальное время на контроль состояния, плановое обслуживание, при сохранении гарантированных качественных характеристик, указанных в сертификационных документах. Следуя всем пунктам вышеприведенной инструкции, вы всегда сможете качественно, надежно натянуть трос без посторонней помощи.
Изучив информацию про талрепы, и разобравшись, что что это такое, для чего применяются и как подразделяются на виды, вы сможете самостоятельно подобрать крепежное устройство для конкретных целей, не рискуя надежностью закрепляемой конструкции.
Видео
В сюжете – Талреп DIN 1480
В сюжете – Талреп цепной крюк крюк
В сюжете – Соединение талрепа со стальным канатом
В сюжете – Как можно использовать обыкновенный натяжитель троса (талреп)
Сколько способен выдержать талреп?
При установке стальных тросов зачастую требуется добиться их плотного натяжения, что сложно сделать только силой рук человека без специальных устройств — талрепов.
Талреп — это такелажное приспособление, предназначенное для регулировки силы натяжения канатов, тросов, цепей и т. д.
Конструкция талрепа внешне проста и понятна. В основе — корпус цилиндрической формы с разнонаправленной резьбой на противоположных концах, в которую вкручиваются винты, оборудованные устройствами для крепления каната. При этом сила натяжения троса талрепом регулируется степенью закручивания винтов.
Сферы применения талрепов
Благодаря простоте конструкции и широким возможностям для использования, в настоящее время талрепы активно применяются в следующих сферах:
- Строительство зданий и мостов.
- Грузоподъемное оборудование.
- Прокладка кабельных сетей между домами.
- Кораблестроение, судоходство и яхтинг.
- Крепление спортивного инвентаря.
- Установка антенн и флагштоков.
- Временная установка шатров и палаток.
- Дополнительная поддержка объектов, находящихся на реконструкции или в аварийном состоянии.
При этом фиксация троса может быть как временной (например, талреп грузовой), так и постоянной (например, строительство мостов, крепеж антенн).
Конструкция
Внутренности детали не скрываются, так удобней регулировать натяжение. Корпус изготовлен с помощью литья, ковки или сварки. А отверстия для винтов фрезеруются, они регулируют усилие. Для сложных погодных условий используют талреп закрытого типа, который состоит из трёх частей:
- Корпус.
- Два винта (с левой и правой резьбой).
- Оголовки винта (крюк, вилка и кольцо).
Каждая часть устройства, точно выверена и исполнят определённую функцию, которая отвечает стандартам. Международные документы регламентирующие технические характеристики и производство талрепов — DIN 1480, DIN 1478. На территории бывшего СССР — ГОСТ 9690-71.
Талрепы ПТР 7-1 (как раньше назывались эти устройства) помогали держать в постоянном напряжение стальные канаты и тросы. Но они не имели такого большого количества оголовков в отличие от современных моделей. На концах были продолговатые петли. Нагрузка, на которую рассчитан талреп указывалась в названии, из показателя тонны-силы. Новые модели обозначаются по параметру в кН. Т 30-01, выдерживает 3 тс или 30 кН.
Разновидности талрепов
Не смотря на кажущуюся простоту конструкции, талрепы для троса бывают разных видов и различаются, как по размеру, так и по типу корпуса, виду исполнения, материалу.
Размер и вес талрепов разнится от нескольких грамм (например, для натяжения шторных струн), до нескольких тонн.
По типу корпуса
выделяют следующие виды:
- Талреп ОС — с открытой муфтой, сварной
- Талреп ЗС — с закрытой муфтой, сварной
- Талреп ОШ — с открытой муфтой, штампованный (din 1480)
- Талреп ЗШ — с закрытой муфтой, штампованный
- Талреп цепной (рэтчет, цепной натяжитель)
Талрепы с закрытой муфтой предназначены для длительного использования при проведении наружных работ, так как их конструкция предотвращает попадание влаги и мусора внутрь корпуса. Цепные рэтчеты используются для натяжения грузов при обвязке и фиксации их на транспортной платформе.
По виду исполнения:
- Талреп ВУ — вилка-ушко
- Талреп ВВ — вилка-вилка
- Талреп УУ — ушко-ушко
- Талреп ВГ — вилка гак;
- Талреп ГГ — гак-гак;
- Талреп ГУ — гак-ушко.
Так как талрепы часто используются в сложных климатических условиях, при их изготовлении используется высокоуглеродистая сталь, либо метод оцинковки для защиты от внешних факторов. Наибольшее распространение получил оцинкованный талреп.
Требования к деталям талрепа
ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:
Штампованные закрытые муфты. Штампованные открытые муфты. Литые муфты. Сварные закрытые муфты. Сварные открытые муфты.
В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.
Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.
Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).
Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).
Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.
Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:
ВВ (вилка-вилка). ВУ (вилка-кольцо). УУ (кольцо-кольцо). ГГ (крюк-крюк). ВГ (вилка-крюк). ГУ (крюк-кольцо).
Правила подбора талрепа
Как и любой другой такелажный элемент, талрепы следует выбирать, исходя из условий конкретных проводимых работ: размеров пространства, необходимости антикоррозийной защиты, веса груза, эксплуатационного усилия на узел.
Вид оголовка подбирается по типу ответной части (крюк фиксируется к кольцу и т. д.). Размер оголовка натяжителя должен соответствовать размеру встречного крепежа. Подбор талрепа под трос производится в случае, если оголовок крепится к канату напрямую, без дополнительных приспособлений. Диаметр резьбы и запас прочности талрепа должны соответствовать предполагаемой силе давления со стороны канатов.
Все необходимые характеристики указываются производителем в специальных таблицах для каждого вида талрепа. Правильный подбор талрепа, исходя из будущих нагрузок на него, позволит продлить срок службы и избежать деформации такелажного элемента.
Выбор талрепа
Выбор инструмента из расчёта предполагаемой нагрузки, это гарантия, что он не деформируется во время работы. Сделать это помогут таблицы, которые есть у продавца, где производитель указывает, какая модель на что рассчитана. Но выбор зависит не только от веса груза, но ещё и функции.
Первый параметр, на который нужно обратить внимание — диаметр резьбы. Винтовой крепёж на М10, М8, М12, М20, М16, имеют разную резьбу
Цифра, идущая после буквы «М», указывает на диаметр резьбы в миллиметрах, М12 — резьба 12 мм. Маркировка Т 10-01, Т 30-01, указывает на нагрузку, при которой деталь начинает разрушаться.
Талрепы чаще всего задействуют при работах на открытом воздухе, где они подвергаются воздействию влаги, температурным перепадам. Без защиты от такого воздействия современные детали не поставляются, чаще всего это цинкование.
Условия эксплуатации талрепов и правила работы с ними
После того как нужный натяжитель выбран и приобретен, можно приступать к его установке, а именно:
- Обработать все элементы конструкции бензином.
- Произвести полировку войлочным кругом.
- Смазать подвижные детали.
- Вставить винт в резьбу и прокрутить туда-обратно.
- Собрать конструкцию с тросом и отрегулировать силу натяжения вращением винта.
- Периодически проводить осмотр конструкции и, в случае недостаточного натягивающего усилия, проводить корректировку.
Все указанные виды талрепов по заказу производит ГПО-Снаб. Цена талрепов зависит от их исполнения и грузоподъёмности. Прайс предоставляется индивидуально, по заказу.
Организуем доставку талрепов по всей России: в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Красноярск, Новороссийск, Читу и другие города.
Выбор талрепа. Размеры и характеристики
Определяющим параметров для выбора является эксплуатационная нагрузка, причём для талрепов, предназначенных для фиксации предметов в вертикальном положении, а также агрегатов типа лифтов и подъёмников такие нагрузки определяют с запасом в 600…900%.
Для безопасности фиксации предмета или груза важное значение имеет также степень охвата стропом захвата талрепа. Это особенно касается талрепов типа ГГ, где открытая часть оголовка крюка не исключает соскальзывания груза
Наиболее безопасны в этом отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец изготавливается из закалённой стали, и полностью перекрывает крюк стропа.
Ориентировочные предельные нагрузки в зависимости от типоразмера резьбы и типа грузового захвата – вилка, ушко и крюк – составляют соответственно, кг:
- для М6 – 100 и 40;
- для М8 – 200 и 80;
- для М10 – 500 и 150;
- для М12 – 2000 и 350;
- для М16 – 3000 и 700;
- для М20 – 4000 и 1000;
- для М24 – 6000 и 2000;
- для М30 – 10000 и 3000.
Выбор рэтчета производится по калибру цепи и её длине:
- для калибра 6 мм максимальная нагрузка — 4000 кг;
- для калибра 8 мм — 6300 кг;
- для калибра 10 мм — 10000 кг;
- для калибра 12 мм — 15000 кг;
- для калибра 16 мм — 20000 кг.
Важны также размеры и масса талрепов. Завод-изготовитель обязан сертифицировать выпускаемые им талрепы, снабжая каждое изделие соответствующей информацией о пределах его безопасного применения.
При постоянной и продолжительной эксплуатации талрепы подлежат обязательной поверке, которая производится по технологии, приведённой в ГОСТ 9690-71.
Цена талрепов зависит от их исполнения и грузоподъёмности. Цена муфтных талрепов находится в диапазоне 400…1500 руб., рэтчетов – от 9000 до 16000 руб.
Натяжитель троса: характеристики
Производство талрепов строго регламентировано. Выпускают натяжители только в строгом соответствии с Государственными стандартами качества. Такой прибор может эксплуатироваться до 5 лет. На талрепах указаны:
- величина нагрузки разрушающего характера (измеряется в тоннах-силы кН), на которую рассчитан натяжитель;
- размер: от 5 сантиметров до 1 метра;
- длина резьбы – от 5 до 20 миллиметров.
Часто натяжитель для троса используют на открытом воздухе. Внешне их ничего не защищает. Круглогодично изделия подвержены воздействию осадков, низких температур, прямых солнечных лучей. Вот почему устройства обрабатывают при изготовлении на заводе специальными лаками и красками.
Это способ защиты натяжителя от преждевременного износа. Особого ухода во время эксплуатации агрегат не требует, его не надо смазывать и обрабатывать дополнительно.
Дополнительного ухода при эксплуатации талреп не требует
Устройство талрепов
Изначально слово «талреп» имеет голландское происхождение. Приспособление это применяется для стягивания различных тросов, проводов и т.п. Широкое использование талрепа было связано и с натяжением корабельных снастей.
Принципиальная схема данного стяжного устройства представлена тремя основными элементами. Первый из них – корпус (кольцо), имеющий открытое или закрытое исполнение и два соосных отверстия с резьбой, расположенных друг напротив друга.
Для обеспечения работы приспособления обязательным условием является наличие разнонаправленной резьбы – левой и правой.
Второй и третий элементы устройства винтового зажима – резьбовые стержни, имеющие на концах те или иные варианты зацепов, к которым и осуществляется крепление стягиваемых канатов, проводов, лент и т.п. Аналогично резьбе в отверстиях корпуса, резьба на винтах так же должна быть разнонаправленной. Так что сборка одного талрепа из двух поврежденных может быть проблематична.
Из зацепов, используемых в талрепах, встречаются следующие виды:
- крюки (гаки);
- кольца (петли);
- вилки.
В зависимости от назначения могут быть различные комбинации зацепляющих приспособлений в различных талрепах.
Принцип работы винтового стяжного приспособления основан на встречном движении винтов при вращении корпуса. Это обеспечивается наличием разнонаправленной резьбы. При необходимости ослабления стяжки корпус вращают в противоположном от рабочего направлении. При небольших нагрузках и размерах диаметров стержней движение корпуса может осуществляться вручную. При возрастании нагрузки применяют различные рычажные приспособления – стальные стержни различного диаметра или специальные вилковые зацепы.
Диаметры резьбовых стержней, применяемых в талрепах, сильно варьируются и зависят от предполагаемой рабочей нагрузки. Стяжки с тонкими деталями выдержат небольшие усилия, более толстые способные удерживать ванты автомобильных мостов.
Негативное влияние энергосберегающих ламп на здоровье человека
Несмотря на экономичность, высокую мощность, продолжительную эксплуатацию и яркое свечение, энергосберегающие лампы вредны для здоровья человека.
Принцип работы лампы
Конструктивно любая «экономка» состоит из стеклянной трубки, в которой находятся пары ртути, а внутренняя часть стенок покрыта люминофором. Под воздействием электрического тока пары ртути начинают излучать ультрафиолетовое свечение, с помощью люминофора преобразуемое в видимый для человека свет.
Существует несколько разновидностей ламп, отличающихся по форме, но во всех используется один и тот же принцип.
Две основные причины, по которым потребители предпочитают энергосберегающие лампы обычным:
- Низкое потребление электрической энергии.
- Высокая световая отдача (приблизительно в пять раз больше).
Самые распространенные – компактные люминесцентные лампы. Новое изделие не опасно для людей. При качественном люминофоре, защитном покрытии, целостности конструкции и технически верной обработке стеклянных поверхностей вреда не будет. Обратная картина наблюдается при нарушении хотя бы одного из этих условий.
Влияние на здоровье
В попытках сэкономить производители энергосберегающих ламп забывают об их потенциальной опасности для человека и окружающей среды. Они пытаются:
- использовать дешевые детали и люминофор;
- удалить из схем важные элементы (к примеру, конденсаторы) или покрытие, предназначенное для защиты от ультрафиолетовых лучей;
- обеспечить скоростную сборку, часто некачественную.
Отравление парами ртути
При нарушении целостности пары ртути моментально окутывают лампу, образуя невидимое токсичное облако. Это вещество в газообразном состоянии попадает в организм через дыхательные пути и приводит к отравлению, а оно, в свою очередь, – к смерти. В группу риска попадают беременные женщины и маленькие дети. Кроме того, ртуть проникает в организм через поры на коже.
Внимание! Процесс разрушения организма протекает долго. Отравленный человек становится нервным, апатичным, наблюдается усталость, аритмия сердца и другие процессы, связанные с физиологией. В таких случаях обязательна госпитализация!
Нарушение выработки мелатонина
Мелатонин – важный гормон. Он отвечает за биологические часы организма и потребность в отдыхе, влияет на иммунитет и предотвращает образование злокачественных опухолей. Ученые доказали, что регулярное нахождение под светом энергосберегающих ламп снижает количество вырабатываемого мелатонина. Особенно актуально это в темное время суток.
Важно! Из-за отсутствия мелатонина формируется рак предстательной железы или груди.
Вред для кожи и рак как последствие
По мнению американских ученых, самая реальная опасность люминесцентных ламп связана с ультрафиолетовым излучением, образующимся при воздействии электрических зарядов на электроды и пары ртути. Ультрафиолет приводит к отмиранию и старению кожных клеток, в тяжелых случаях – к меланоме (раку кожи).
Помимо меланомы могут развиться:
- аллергические высыпания;
- псориаз;
- отеки кожных тканей.
Несмотря на заявления производителей об использовании защитного слоя, препятствующего свободному прохождению ультрафиолетовых лучей, в ходе исследований было доказано наличие микротрещин на стенках самых качественных ламп.
Вред для зрения
Ультрафиолетовое (УФ) излучение также оказывает разрушающее воздействие на сетчатку глаза, запуская окислительные процессы. Особо опасны лампы дневного света, формируемого из желтых и синих диодов. Последние – еще один источник УФ-лучей.
В зону риска попадают:
- Маленькие дети – их сетчатка глаза особо чувствительны к воздействию ультрафиолета. Кристаллик глазного яблока – основной фильтр, а у детей он еще до конца не сформирован.
- Люди с заболеванием макулярная дегенерация сетчатки.
Мерцание
Один из важных элементов конструкции любой энергосберегающей лампы – конденсатор. Он обеспечивает бесперебойное свечение. При выходе из строя электротехническое изделие начинает мигать, появляется незаметное для глаз мерцание. Чтение книг при таком свете приводит к быстрому утомлению и усталости зрительных органов.
Обратите внимание! Наиболее опасно мерцание для эпилептиков – оно вызывает новые приступы.
Проблема в том, что дешевые «экономки» и вовсе производятся без конденсаторов, поэтому мерцают изначально.
Электромагнитное загрязнение
Вред от лампочек может быть связан с постоянными включением и выключением, из-за чего повышается электромагнитное загрязнение. Образуются высокочастотные помехи, а при нескольких включенных лампах сеть работает под нагрузкой.
С другой стороны, если осветительный прибор горит постоянно, то о таком загрязнении не может идти и речи.
Радиочастотное излучение
Но и это не все, чем опасны энергосберегающие лампы для человеческого организма! В ходе исследований было установлено, что радиочастотное излучение данных изделий распространяется на небольшие расстояния – до 150 мм. И если радиочастотные волны светильника, расположенного на потолке, не представляют угрозы для человека, то при эксплуатации настольных ламп или бра опасность возрастает.
Важно! Такое воздействие способствует разрушению центральной нервной системы и развитию иммунных или сердечно-сосудистых заболеваний.
Утилизация
В среднем одна энергосберегающая лампа содержит 7 мг ртути. Даже при таком небольшом объеме крайне не рекомендуется выбрасывать их в обычные мусорные контейнеры. Единственный выход – отправлять изделия на производственные объекты, занимающиеся их переработкой.
Несмотря на это, они с высокой периодичностью оказываются на общих свалках. Причина – нежелание людей искать такие предприятия, а также платить деньги за утилизацию. Рано или поздно это приведет к экологической катастрофе.
Рекомендации
Если вы все равно желаете использовать энергосберегающие лампы, то нужно приложить все усилия для снижения вреда от их эксплуатации. Запомните несколько простых правил:
- устанавливайте лампы исключительно на потолках, не применяйте в ночниках и настольных светильниках, расстояние до нее – не менее одного метра;
- при механических повреждениях незамедлительно проветрите комнату;
- наденьте резиновые перчатки и руками соберите осколки с каплями ртути (последние можно собрать при помощи пипетки);
- не нужно использовать в этих целях веник или пылесос;
- затем выполните влажную уборку;
- тряпку со ртутью и осколки поместите в герметичный пакет;
- утилизация происходит в специально отведенных местах для токсичных отходов.
Мы полагаем, что опасность воздействия энергосберегающих ламп на здоровье человека более чем реальна. Но несколько простых рекомендаций, ваша бдительность, соблюдение сроков эксплуатации и отсутствие попыток сэкономить на приобретении таких изделий существенно снижают риск развития заболеваний.
Энергосберегающие лампочки – все «за» и «против»
Энергосберегающие лампочки, наверное, самая обсуждаемая тема на фоне постоянного удорожания электрической энергии и попыток её сэкономить. Но ведь нас интересует не только экономия электроэнергии, но и собственное здоровье. Энергосберегающие лампочки и их использование в быту, сопровождается целым шлейфом мифов и домыслов. Давайте постараемся объективно взглянуть на то, что собой представляют энергосберегающие лампочки. Польза или вред – мы постараемся определить чего больше в их использование.
- Принцип действия энергосберегающих лам, разновидности
- Преимущества
- Недостатки
- Энергосберегающие лампочки и зрение
- Ртуть в энергосберегающих лампочках
- Энергосберегающие лампочки и здоровье
- Энергосберегающие лампочки и дети
- Комментарии
Принцип действия энергосберегающих лам, разновидности
Для начала давайте вспомним, что собой представляют энергосберегающие лампы. Энергосберегающая лампа внешне выглядит как свёрнутая змейкой или по спирали стеклянная трубка, внутри которой находятся пары ртути. Стенки стеклянной трубки покрыты люминофором. Под действием электрического разряда пары ртути начинают излучать лучи ультрафиолета, которые приводят в действие люминофор, который, в свою очередь, продолжает проводить излучения.
На сегодняшний день популярностью пользуются несколько видов энергосберегающих ламп – флуоресцентные и коллагеновые, а также U-образные энергосберегающие лампы и SS-спирали. Что касается размера, то энергосберегающие лампочки по своим размерам, больше обыкновенных ламп. Мощность энергосберегающих ламп также варьируется от минимальной в 5 Ватт и выше.
Мощность энергосберегающих ламп имеет свой маленький секрет. Так как световая отдача таких ламп превышает световую отдачу обычных лампочек в пять раз, приобретая энергосберегающую лампу, необходимо учитывать этот фактор. К примеру, обычная лампочка в 100 Ватт соответствует световой отдаче энергосберегающей лампы в 20 Ватт.
Различаются также энергосберегающие лампы по своей цветовой текстуре, которая имеет три основных цвета.
- — 6500К- энергосберегающая лампа с холодным (белым) цветом.
- — 4000К-энергосберегающая лампа с нейтральным (дневным) цветом.
- — 2700К- энергосберегающая лампа с теплым (желтым) цветом.
Температура нагревания энергосберегающих ламп значительно ниже, чем температура нагревания обычных ламп накаливания.
Преимущества
Теперь, после того, как мы знаем, что из себя представляет энергосберегающая лампа, и знаем её основные характеристики и особенности, самое время поговорить о неоспоримых плюсах её использования.
- Долгий срок эксплуатации — до двенадцати тысяч часов ( максимальный показатель). Обычные лампочки могут подарить нам лишь до тысячи часов своей работы. Хотя тысяча часов — это опять же, максимальный показатель, как правило, в действительности он составляет до семи сот часов освещения.
- Экономичность потребления электроэнергии. Она составляет показатель в пять раз. Меньше нагрузка на сеть, ниже риск перебоев электроэнергии, возникновения замыканий, «выбивания» пробок.
- Гарантия. Многие производители энергосберегающих ламп дают на них гарантию, тогда как на обычные лампы накаливания никакой гарантии никто не даёт.
- Отсутствия мерцающего эффекта при перепадах электроэнергии в сети.
- Отсутствие нагревания энергосберегающих лампочек.
Недостатки
- Стоимость. Такие энергосберегающие лампочки стоят на несколько порядков выше, чем обыкновенные лампы.
- Внешний вид. Энергосберегающие лампы выглядят немного громоздко. По сравнению с маленькими лампочками.
- Три цвета светового излучения энергосберегающих ламп, ограничивают «полёт фантазии».
Теперь мы подошли к наиболее интересующему вопросу –
как влияют энергосберегающие лампочки на здоровье?
Если с их экономичностью – всё ясно, то как обстоит дело с пользой для здоровья?
вернуться к содержанию ↑
Энергосберегающие лампочки и зрение
Какое влияние оказывает ультрафиолет энергосберегающей лампочки на здоровье? Медики заявляют о том, что избыточные ультрафиолетовые лучи могут привести к проблемам со зрением. Однако, производители энергосберегающих ламп уверяют своих покупателей, что восемь часов в помещении с энергосберегающими лампами, которые используются в качестве освещения — приравниваются к одному часу пребывания на улице в жаркий полдень. К тому же, стекло энергосберегающей лампы служит барьером между ультрафиолетовыми лучами и нашими глазами. Соответствует ли это действительности – весьма спорный вопрос, поэтому верить ли тому, что ультрафиолет энергосберегающих ламп – безвреден – сугубо личное дело.
Невидимая человеческому глазу пульсация энергосберегающих ламп (до ста раз в одну секунду) приводит к усталости, снижению работоспособности и потере остроты зрения. Производители энергосберегающих ламп вновь встают на защиту своей продукции, уверяя что невидимая пульсация – вчерашний день, современные энергосберегающие лампочки не пульсируют, благодаря тому, что была увеличена частота напряжения питания энергосберегающей лампы.
А вот некоторые специалисты из области офтальмологии считают даже, что рассеянный свет энергосберегающих ламп может снизить утомляемость глаз, и он более полезен для человеческих глаз, чем свет в помещении, которое освещается с помощью использования обыкновенных лампочек накаливания.
вернуться к содержанию ↑
Ртуть в энергосберегающих лампочках
Энергосберегающие лампочки содержат пары ртути. А ртуть, как известно – опасное, ядовитое вещество.
Но до тех пор, пока энергосберегающая лампочка «цела и невредима», пары ртути не представляют никакой угрозы для здоровья человека. Другое дело, когда энергосберегающая лампочка вдруг разбивается… В этом случае в помещении, где разбилась энергосберегающая лампочка, необходимо открыть все окна для проветривания, а осколки от «экономной» лампочки аккуратно смести и выбросить. Производители энергосберегающий лампочек уверяют, что эффект от одного разбитого термометра приравнивается к эффекту от пяти ста разбитых ламп с енергосбережением.
вернуться к содержанию ↑
Энергосберегающие лампочки и здоровье
Учёные и медики из Британии пришли к выводу, что использование энергосберегающих ламп может стать причиной проблем со здоровьем. Головные боли, мигрени, приступы эпилепсии, кожные сыпи и раздражения, экземы, отёки, псориаз, заболевание раком кожи – объяснение этому может быть, в буквальном смысле над головой, в энергосберегающих лампочках, которые мы используем для освещения помещений.
вернуться к содержанию ↑
Энергосберегающие лампочки и дети
Не стоит в качестве освещения выбирать энергосберегающие лампочки там, где ваш ребёнок проводит много времени. Детская кожа ребёнка уязвима и такое энергосберегающее освещение может навредить вашему ребёнку.
Можно ли уменьшить вред от энергосберегающих лампочек ?
Наиболее вредные энергосберегающие лампочки – это флуоресцентные, поэтому от их использования следует отказаться. Не стоит увлекаться использованием энергосберегающих лампочек с высокой мощностью, самый оптимальный и безвредный вариант – это энергосберегающая лампочка от сорока до шестидесяти Ватт. В жилых помещениях рекомендуется использовать лампочки с мягким белым светом. Замену энергосберегающих ламп необходимо проводить при полном отключении электроэнергии, выкручивая «экономную» лампу, держась за её корпус, но не за саму стеклянную колбу. Лампа в ваших руках может треснуть, вы пораните руку, а пары ртути наполнят помещение. Необходимо при использовании энергосберегающей лампочки соблюдать правила технической безопасности – патрон светильника должен быть исправен, защищён от попадания влаги, должна проходить циркуляция воздуха.
Стоит ли экономить электроэнергию и довериться производителям энергосберегающих лампочек в том, что они абсолютно безвредны или поберечь своё здоровье, не подвергая его даже сотым долям возможной угрозы – решать каждому самостоятельно. Однако, соблюдая простые рекомендации и правила безопасного обращения с такими лампочками, можно снизить вред энергосберегающих лампочек на здоровье и сэкономить электрическую энергию.
Шевцова Ольга, Мир без Вреда.
6 комментариев к статье “Энергосберегающие лампочки – все «за» и «против»” – смотрите ниже