Фасадные светильники: выбор архитектурной подсветки для здания

Архитектурное освещение фасадов зданий и частного дома. Нормы, виды и правила.

Освещение фасадов зданий позволяет создать неповторимую картину не только вечернего города, но и вашего отдельного жилища, если речь идет о частном доме.

Сегодня уже недостаточно применить изысканные архитектурные решения в строительстве того или иного здания, еще необходимо их изящно выделить и подчеркнуть в ночное время.

В особенности, если это коммерческое или увеселительное заведение, которое будет активно привлекать любителей ночной жизни своим внешним видом. В этом случае, затраты вложенные в грамотное освещение, помогут выиграть в борьбе с конкурентами.

По назначению архитектурное освещение подразделяется на два типа:

    декоративное
    функциональное

По каждому из них имеются конкретные рекомендации изложенные в стандарте ПНСТ 28-2015 “Освещение архитектурное и функционально-декоративное” – смотреть.

Функциональное освещение делает здание безопаснее и удобнее в использовании в темное время суток. Здесь перед светильниками стоит главная задача – осветить как можно больше пространства и не причинить дискомфорт зрению.

Красота немного отходит на второй план.

Яркость светильников, площадь освещения и другие технические параметры устанавливаются санитарными нормами и градостроительными правилами.

Нормы средней яркости зависят от категории автомобильных дорог и типа освещения. Для фасадов и монументов они представлены в следующей таблице:

При этом рекомендуемые источники света в зависимости от объекта освещения, могут существенно отличаться.

Декоративное освещение делает здания и улицы ярче, красивее и эстетичнее.

Наиболее распространены четыре вида освещения фасада:

    заливающее
    динамическое

Давайте рассмотрим каждое из них по отдельности. Найдем отличия и определим, какими источниками света следует воспользоваться в том или ином случае.

Заливающее освещение – это когда здание равномерно освещается по всей своей площади снизу доверху.

Такой вид актуален для красивых, оригинальных зданий, центральных построек и памятников архитектуры.

Эта подсветка добавляет солидности и величественности.

Если вы хотите, чтобы ночью здание выглядело также как и днем, не теряя своей привлекательности, то это лучшее решение. При этом для деловых объектов (банки, госучреждения), стены лучше залить одним светом, а вход совершенно другим.

У крупных торговых центров нередко на входе выставляют прожекторы, которые своими лучами формируют вертикальные столбы света, зазывая посетителей пройти сквозь данные световые ворота во внутрь здания.

Заливающую подсветку не стоит использовать, если здание ничем не примечательно само по себе.

Или тем более обладает какими-то явными дефектами.

Для заливающего освещения применяют крупногабаритные прожекторы, которые ставят по периметру дома.

Чтобы такая подсветка не ослепляла людей, выбирают светильники с плафонами и рефлекторами.

Данная подсветка обрисовывает только контур здания, подчеркивая его основные архитектурные элементы:

    линию крыши
    эркеры и балконы

В этом случае само здание будет выглядеть темным и его детали скроются в полумраке. Фактически, здание ночью приобретает совершенно иной вид, и он может быть даже привлекательнее, чем днем.

Для этого освещения часто используют светодиодные ленты и гирлянды.

Ни один Новый год не обходится без контурного освещения. В ход идет:

    неоновая подсветка

    цветные светодиодные гирлянды

Этот вид освещения немного напоминает контурное, ведь оно тоже подсвечивает отдельные детали здания:

    ажурные решетки
    декоративные элементы на стенах

Только в этом случае используется более мягкий и рассеянный свет.

Для этого очень хорошо подходят светодиодные прожекторы с узким лучом света. Именно ими освещают колонны.

А вот чтобы осветить карнизы, выбирайте специальные линейные светильники. Они создают длинную светящуюся линию.

Чаще всего акцентные светильники монтируются прямо на фасаде здания. Здесь важно соблюсти условие, чтобы они не были слишком крупными, дабы не бросались в глаза днем и не портили изначальный вид фасада.

Поэтому никаких источников света на длинных ножках или габаритных прожекторов. Лучше всего подбирать модели в цвет со стеной.

Если у вас есть необходимость и возможность создать яркий и необычный проект освещения, используйте динамическую подсветку.

Она предполагает взаимодействие самых разных программируемых RGB светильников и источников света, которые включаются и выключаются в определенной последовательности.

Надо признать, что это довольно сложный и затратный метод. Однако он позволяет менять образ здания:

    в зависимости от времени суток или сезона
    присутствия или отсутствия человека в доме
    в такт музыке
    погодных условий
    или конкретного события

Есть ли какие-либо конкретные советы по выбору светильников для фасадного освещения, помимо теоретических рассуждений про их преимущества и недостатки? Да, конечно.

Вы должны понимать, что не всякие современные светодиодные модели здесь подойдут. Источники света для освещения фасадов должны обладать рядом характеристик и параметров.

Вот главные из них:

    влагозащищенность уровня IP65 и устойчивость к атмосферным воздействиям
    ударопрочный корпус
    защищенность в отношении коррозии

Светильники в алюминиевом корпусе или из акриловых компонентов считаются наиболее надежными.

    стойкость к перепадам температур

Если цвет здания имеет холодно-белые оттенки, то и источники света должны быть с цветовой температурой от 4000К до 6000К.

Если поверхность стен теплая, тогда применяйте светильники с температурой от 2200К до 3500К. Перепутаете температуру и тем самым только ухудшите визуальное восприятие всего ансамбля подсветки.

Читайте также:  Стильный дизайн интерьера апартаментов для холостяка

При детальной засветке каких-то орнаментов и барельефов, источник белого света должен обладать индексом цветопередачи Ra>80.

Особо обращайте внимание на направление луча прожекторов мощностью более 150Вт.

Иначе при первой жалобе вас могут обязать демонтировать всю эту красоту.

Если же подобного не удается избежать, придется ставить светоэкранирующие устройства.

Кроме того, светильники и прожекторы мощностью более 150Вт, очень сильно нагреваются. При условии их размещения на земле, они должны быть оборудованы декоративными защитными кожухами.

При относительно не высоком здании, зачастую применяют специальные двухсторонние светильники.

Их монтируют посередине стены и тем самым добиваются равномерно освещения как верхней половины, так и нижней части фасада.

Проектируя подсветку конкретного здания, очень важно учитывать освещение соседних построек, а также ландшафтное освещение окружающей территории.

Подсветка фасада дома не может быть отделена от:

    освещения дорожек и клумб

    подсветки бассейнов

Так например, свет струящийся из воды в ночное время, на фоне акцентно подсвеченного дома, будет производить шикарный эффект.

Поэтому заранее стоит продумать и создать одну общую концепцию.

Материалы из которых построены стены дома, напрямую влияют на выбор светильников. К примеру, металлические элементы хорошо отражают свет.

Поэтому яркие прожекторы направленные на стену, здесь не подойдут. Они будут создавать для вас и прохожих слепящие пятна и только отпугивать от строения.

Шероховатые и темные детали стен наоборот, его активно поглощают. Здесь уже маленькие светильнички будут не самым лучшим вариантом.

Если вы собираетесь освещать свой частный дом, а не какое-то архитектурное сооружение, то ваш выбор должен остановиться на локальной или контурной подсветке. От заливающего лучше отказаться.

Потому что, во-первых, он предназначен для высоких строений. Во-вторых, свет от прожекторов будет бить вам в окна.

Так что постоянно закрытые жалюзи и рольставни в ночное время, станут вашим постоянным условием комфортного проживания.

Грамотно комбинируя все типы подсветки и проявив творческий подход, профессионалы способны создавать из казалось бы невзрачных зданий, настоящее художественное произведение.

Посмотрите на некоторые из них.

Освещение фасадов зданий

Архитектурная фасадная подсветка – один из самых действенных методов создания яркого, запоминающегося образа любого объекта, широко применяемый в маркетинге имиджа коммерческих и общественных площадок.

Приемы и методы подсветки, ее интенсивность и выбор оборудования определяются в соответствии с назначением объекта, его расположением, архитектурными особенностями. Современные уличные фасадные светильники удовлетворяют любым задачам освещения, важно лишь правильно эти задачи определить. К факторам, определяющим выбор осветительного решения относят:

  • Тип объекта;
  • Габариты объекта;
  • Окружение объекта;
  • Стилистическое архитектурное решение;
  • Нормы и требования к освещению.

Освещение фасадов – один из самых действенных методов создания яркого, запоминающегося образа любого объекта. На изображении проект освещения ТРЦ ХОРОШО. Смотреть в портфолио

  • Локальная, зональная подсветка;
  • Заливающее освещение;
  • Скрытая архитектурная подсветка зданий.
  • Однообразная, монотонная заливка фасада ярким светом делает здание безликим;
  • При неправильном использовании локальной подсветки на объекте появляются световые пятна, искажающие его эстетическое восприятие;
  • Подсветка без учета места расположения объекта и его окружения создает диссонанс и нарушает единую концепцию архитектурного освещения города.

Проектирование архитектурного освещения – это глубокое понимание формы, пространства и материалов, благодаря чему получаются самые креативные и энергосберегающие световые решения для любых типов объектов. Хорошо спроектированная система архитектурного освещения – это стопроцентная интеграция с архитектурой, визуальный комфорт и адаптация к потребностям конечного потребителя. Вне зависимости от назначения системы освещения, будь то подсветка фасадов, ландшафтное освещение, архитектурное освещение, – при работе, мы придерживаемся нашего главного принципа: стопроцентная реализация задуманного.

Проектирование любой системы освещения базируется на анализе исходных данных об объекте: назначения, окружения, технических ограничений и пожеланий заказчика. На основании этих данных создается концепция освещения. Концепция – отображает основные принципы системы освещения и носит рекомендательный характер. Имея в распоряжении концепцию, мы проектируем один или несколько вариантов системы освещения и производим необходимые тесты и расчеты. При необходимости проводится натурное моделирование проекта или его частей.

Мы визуализируем будущий проект с применением программного обеспечения на всем этапе архитектурного проектирования, для того, чтобы представление заказчика о проекте было максимально полным.

Для освещения значительных культурно-исторических памятников, архитектурных ансамблей, отдельно стоящих общественных зданий и сооружений, рекомендуется общее заливающее освещение — оно подчеркнет величественность объекта и целостность композиции. Этот прием позволяет выделить здания и комплексы на общем фоне благодаря яркости и контрастности фасадной подсветки.

Как правило, для этого на некотором расстоянии от объекта устанавливаются светильники фасадные настенные прожекторного типа, свет которых равномерно распределяется по всему зданию. Использование светодиодных RGB прожекторов позволяет сделать этот прием еще более действенным за счет применения цветной подсветки или эффекта перетекания одного цвета в другой.

Скользящая подсветка — еще один способ, используемый для фасадного архитектурного освещения больших поверхностей. Он позволяет подчеркнуть фактуру шероховатых поверхностей — кирпичной или каменной кладки, бетонных стен, лепнины. Для этого светодиодные ленты или модули устанавливаются непосредственно на фасаде, вплотную к нему, а свет направляется по касательной к стене, вниз или вверх.

Читайте также:  Хосты. Посадка, выращивание и уход

На фото проект освещения фасада ДИЗАЙН-ЗАВОДА FLACON. Больше фото в нашем портфолио.

Для выделения отдельных деталей фасада, например, фризов, оконных проемов, карнизов, балконов, арок и сводов, применяется зональное освещение с помощью линейных светодиодных светильников средней и малой мощности с более узким лучом. Для подсветки отдельных элементов здания также часто применяют скрытую подсветку светильниками с рассеянным световым потоком.

Для создания светового фасада светодиодное осветительное оборудование устанавливается внутри помещения, и свет направляется на стекла. В результате весь фасад воспринимается как один светящийся экран, на котором, зависимости от выбора программы, можно выстраивать различные световые эффекты.

Использование специальных программ и систем управления светодиодным освещением делает его возможности практически безграничными. Например, системы освещения, управляемые по широко распространенному протоколу DMX 512, принятому ведущими мировыми производителями светотехники, дают возможность создавать многослойную структуру освещения фасадов, задавая для каждого отдельного устройства всевозможные сценарии освещения и регулировать продолжительность эффектов, их чередование или наложение.

Правильный подбор компонентов дает возможность полностью автоматизировать систему освещения. Временные реле, датчики освещенности, таймеры и другие электронные устройства позволяют программировать включение-отключение всей осветительной системы или ее отдельных элементов в соответствии с суточными, сезонными или погодными изменениями. С помощью компьютерного управления можно задавать сценарии различных световых эффектов, создавать разные профили освещения, например, подсветку для праздничных и будних дней в соответствии с календарным планом.

Освещение фасадов: правила, ошибки и примеры

Освещение фасадов – важная задача. Свет не просто должен стать частью архитектуры здания, но и соответствовать территории вокруг – в случае частного дома подсветка фасадов и участка должны стать продолжением и дополнением друг друга, а если речь идет об общественном здании, идеальная подсветка будет соответствовать нормам и общей концепции освещения города.

С появлением светодиодного освещения работать со светом стало в разы проще, и в случае фасадного освещения это тем более хорошо. Outdoor-светильники, как правило, незаметны: видимым должен остаться только свет, а не его источник. Вместе с тем, такие светильники должны быть устойчивы к разным погодным условиям, быть водонепроницаемыми и прочными – в данном случае технология ставится превыше декора. Специализация Nobile Italia SpA, итальянского производителя предметов освещения с 25-летним опытом работы, – светодиодное освещение не только для дома – офисов, магазинов, ресторанов, баров, жилых помещений, – но и для улицы. Компания создает не просто продукт, а инновацию: все модели придумывают в собственном бюро исследований и разработок в Риме, и продают с гарантией 5 лет.

В ассортименте фабрики – светильники для архитектурной подсветки зданий и сооружений, ландшафтного освещения. Для каждого типа светильников разработан десяток моделей. Такое огромное количество типов светильников, которые используют в архитектурном освещении, объясняется разнообразием способов подсветки. Их, в свою очередь, диктует задача архитектора, а также те условия и нормы, которые сопровождают проект.

Светильники outdoor, Nobile Italia SpA

Прожекторы Nobile Italia SpA устанавливаются в грунт, на стену или потолок. Они дают яркий направленный свет. Луч можно перенаправлять по желанию – плафоны прожекторов подвижные. Такие светильники бывают разных размеров и форм. Они сделаны из нержавеющей стали и не боятся агрессивных погодных условий.

Встроенные светильники тоже можно вмонтировать в грунт, а еще в плитку, в стену, в потолок или бассейн. Обычно их используют для навигации. Подсветить таким образом можно, например, лестницу – «утопив» светильники в сами ступеньки.

Навесные светильники монтируются на стену или потолок. Для потолка используют круглые и квадратные светильники, которые дают мягкий рассеянный свет. Для стены – светодиодные светильники с моно-лучом или двунаправленным лучом, который светит одновременно вверх и вниз (например, модель Brick).

Кроме того, в ассортименте марки есть светильники-столбики, которыми можно, например, подсветить дорожку к дому. Это светильники с двунаправленным излучением. Благодаря лаконичному дизайну они не бросаются в глаза, но дают достаточно света.

Фасад частной резиденции. Для освещения используются встроенные и настенные Nobile Italia SpA.

Фасад частной резиденции. Окна и двери подсвечены по вертикали настенными светильниками Nobile Italia SpA.

Юлия Жаркова директор бюро светодизайна «Культура Света»

С чего начать работу над освещением фасада

Чтобы освещение получилось хорошо, свет должен стать частью архитектуры здания. Если это уже построенное здание, мы изучаем историю его создания: кто был архитектором, в чем особенности архитектуры и изначальное предназначение постройки. Если это новое строительство, обсуждаем с архитектором архитектурную идею здания: какие у него есть особенности, в чем его функциональное назначение (бизнес-центр, жилой дом или спортивный комплекс). Важно изучить объект проектирования на месте: где расположено здание, что его окружает, является оно архитектурной доминантой или вписано в окружающую застройку, какая среда вокруг, как решено уличное и архитектурное освещение рядом с объектом – освещенное здание станет частью городской среды.

Читайте также:  Чем покрасить бетонный пол - выбор и нанесение состава!

Фасад частной резиденции, освещение – Nobile Italia SpA. Архитекторы использовали настенные светильники Brick с двунаправленным излучением. Для подсветки лестницы – встроенные светодиодные лампы.

Как меняется подход к проектированию фасада в зависимости от особенности здания: частный дом или общественное пространство

Для общественных зданий предусмотрены нормы освещения, которых нужно придерживаться. Нельзя превышать или занижать определенные значения яркости на фасадах здания. Проект архитектурного освещения здания должен быть согласован с городскими структурами (для Москвы это Москомархитектура для всех объектов, и Москомнаследие для исторических зданий) на предмет художественной выразительности, соответствия нормам и общей концепции освещения города.

Освещенное здание должно быть вписано в окружающее городское пространство, и подсветка не должна вызывать дискомфорт у водителей и прохожих.

С частным домом одновременно и проще, и сложнее. Проще, потому что нет строгих норм и правил, сложнее – потому что нормы заменяют вкус и предпочтения заказчика. В городе человек проходит мимо освещенного здания и обращает внимание на освещение, только если оно его раздражает. В доме и на участке человек проводит часть своей жизни, отдыхает, общается с семьей, и свет становится ответственным за атмосферу и настроение в доме. Освещение дома, как часть архитектуры, выражает индивидуальность его хозяина.

Светильники-стойки для наземного монтажа с двунаправленным излучением, Nobile Italia SpA.

Какие моменты нужно учитывать и на что стоит обратить особенное внимание

При проектировании архитектурного освещения нужно учитывать освещение застройки рядом и уличное освещение вокруг – чтобы наше решение не выбивалось из общего контекста. При выборе приемов освещения и приборов, особенно декоративных светильников на фасаде, необходимо учитывать архитектурный стиль здания. При выборе цветовой температуры источников света нужно учитывать материалы фасадной отделки, чтобы свет не искажал цвет фасада. Характер отражения материала отделки фасада – матовый, зеркальный, глянцевый – будут сильно влиять на итоговое впечатление от освещенного здания. А еще нужно иметь в виду, что определенные приемы освещения очень хорошо демонстрируют качество отделки фасада, особенно штукатурки.

Нужно изучить конструкторскую документацию фасада и проект электричества здания, чтобы придуманные приемы освещения можно было реализовать: как будет проложен кабель к светильникам, как сделать закладные для кронштейнов, где установить щит управления освещением, какая мощность выделена на архитектурное освещение.

А самое важно в проектировании освещения – это найти идею, которую несет проект и благодаря которой свет станет неотъемлемой частью архитектуры.

Фасад отеля W les Trois Rocs (Вербье, Швейцария), подсвеченный разноцветными лампами. Прожекторы и встроенные светильники Nobile Italia SpA бывают и с цветными светодиодами (RGB LED).

Какие ошибки чаще всего совершают дизайнеры, проектируя освещение фасада

Самая частая ошибка – проектирование без учета факторов, которые мы разобрали в предыдущем пункте. Например, разработка освещения фасада на узкой улице без учета уличного освещения может привести к тому, что на уровне первого-второго этажей реальная картина не будет соответствовать картинке в концепции вообще. И вместо мягких холодных световых акцентов на простенках мы увидим на фасаде яркие пятна теплого спектра от уличных фонарей, совершенно не привязанных к архитектурному ритму фасада.

Еще одна ошибка – слишком доверять расчетным программам и не проверять свои решения «в полях», не экспериментировать с реальными приборами разных производителей на реальных фасадах. Чем раньше в проект придет светодизайнер, тем лучше и красивее получится проект архитектурного освещения в реализации, а не останется красивой картинкой.

По моему опыту, самые удачные проекты архитектурного освещения получаются в плотной работе с архитектором проекта.

Слева – лестница, подсвеченная встроенными светильниками Nobile Italia SpA, справа – дорожки и бассейн, тоже с подсветкой Nobile Italia SpA.

В России компанию Nobile Italia SpA представляет Archistudio.

Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.
Читайте также:  Чем оштукатурить дом снаружи: правила выбора

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Требования к освещению

Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

  • мощность;
  • тип;
  • цветовая температура;
  • оттенок.

Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

Нормы и правила подсветки зданий

Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:

  • колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
  • карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
  • межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
  • скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
  • средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.

Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Читайте также:  Угловая гардеробная — фото обзор всех нюансов и особенностей оформления в интерьере

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

  • грунтовые;
  • линейные;
  • точечные;
  • акцентные.

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Архитектурное освещение

То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.

Задачи архитектурного освещения фасадов

  • эстетическое воздействие на человека;
  • узнаваемость здания (города);
  • подчеркнуть назначение здания;
  • повышение привлекательности для туристов;
  • подчеркнуть красоту здания;
  • скрыть возможные его недостатки;
  • обеспечить безопасность людей, их комфорт.

Какое бывает архитектурное освещение зданий

Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:

  1. Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
  2. Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).

Рис. 1. Фасадное освещение исторического здания выполнено так, чтобы сохранить его дневной облик

По своему типу архитектурная подсветка бывает:

  • Заливающая (общая). Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
  • Локальная (акцентная). Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
  • Контурная. Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
  • Фоновая. Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.

По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.

Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.

На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.

Подсветка стеклянных фасадов

Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.

Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.

Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.

Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:

  • освещает всю площадь фасада;
  • меняет силу света по вертикали;
  • выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
  • подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
  • придаёт конструкции лёгкость;
  • может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).
Читайте также:  Фурнитура для пластиковых труб водоснабжения

Требования к архитектурному освещению

Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).

Вот некоторые из этих требований:

  • заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
  • цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
  • качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
  • мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.

Светильники для архитектурного освещения

Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.

Рис. 2. Светильники для архитектурного освещения

Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.

Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.

В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.

Типы светильников

Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его. На рынке есть множество разных моделей.

Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;

Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.

Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.

Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.

Рис. 3. Контурная светодиодная архитектурная подсветка, выполненная прожекторами и накладными светильниками

Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.

Архитектурное светодиодное освещение

Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.

Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.

Преимущества светодиодного освещения:

  • энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
  • эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
  • срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
  • разнообразие фиксированных цветов;
  • большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
  • изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
  • высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
  • эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
  • особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.

Система управления в архитектурной подсветке

Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).

Читайте также:  Стандарты высоты фартука на кухне: это важно знать

Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.

Сценарии работы

В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:

  • Вечерний сценарий – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
  • Дежурный сценарий – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
  • Праздничный сценарий – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.

Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.

Рис. 4. Три световых сценария для подсветки башни

Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.

Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения

Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.

Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.

Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.

Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.

Проект архитектурного освещения

Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.

Этапы работы над проектом

  1. Интервью с заказчиком. Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
  2. Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов). Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
  3. Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников. Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
  4. 3D визуализация архитектурного освещения – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
  5. Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.

Рис. 5. Опираясь на модель архитектурного освещения в специальной программе, проще соблюсти заданные нормы освещения, его мощность и тип, выбрать расположение каждого источника света

Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию

Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.

Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.

Читайте также:  Стальные радиаторы Керми — малая инерционность, качественный обогрев

Частые ошибки в системах архитектурного освещения

Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.

Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.

Самые частые из таких ошибок:

  • неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
  • неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
  • нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
  • не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
  • монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
  • слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.

Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».

Фасадные панели под дерево: особенности и преимущества

  1. Что это такое?
  2. Виды
    • Пластиковые
    • Металлические
    • Фиброцементные
  3. Дизайн
  4. Особенности монтажа

Облицовка фасадов деревом всегда смотрится стильно и респектабельно. Однако стоимость подобной отделки высока, а дерево нуждается в постоянной защите. В силу высокой влагопроницаемости, пожароопасности и склонности к гниению материал не может служить долго. Отличной альтернативой являются фасадные панели из прочных материалов, имитирующих деревянную фактуру.

Что это такое?

Фасадные панели «под дерево» представляют собой плиты или сайдинговые доски, лицевая сторона которых имитирует тот или иной вид древесины. Основу подобного материала может составлять сайдинг, металлические профили, фиброцемент и другие материалы. Как правило, такие панели выполняют не только декоративные функции, но и обладают высокими эксплуатационными свойствами.

В отличие от древесины, такие материалы являются негорючими (например, фиброцементные панели) или же более устойчивыми к горению. Современные материалы для фасада характеризуются низким влагопоглощением, а также имеют гидроизоляционную основу, предотвращающую проникновение влаги от стен в толщу материала.

Облицовочные панели также выгодно отличаются от древесины морозостойкостью и атмосферостойкостью. В течение всего периода эксплуатации панели от добросовестного производителя сохраняют цвет и первозданный внешний вид. Стоит отметить, что поверхности из натуральной древесины темнеют уже после первой зимы.

Современные панели «под дерево» экологичны и биостойки. Если дерево подвержено заражению жуков-древоточцев, а отсырев, покрывается плесенью, то при использовании панелей таких проблем удается избежать. Высокие показатели тепло- и звукоизоляции также являются преимуществом панелей, а благодаря особенностям монтажа удается проложить слой утеплителя между материалом и стенами здания.

Что касается внешнего вида, то благодаря современным технологиям пластиковый, металлосайдинг и фиброцементные панели «под дерево» максимально точно имитируют оттенки и фактуру древесины. Даже при ближайшем рассмотрении не всегда можно заметить, что роскошная деревянная поверхность – всего лишь имитация.

Материал отличается простотой крепления, что обусловлено оснащением панелей замковым механизмом или пазами. Благодаря им также достигается монолитность конструкции, устойчивость фасада к ветровым нагрузкам.

Как известно, дерево дает усадку (иногда до 15-20%), что приводит к коробению конструкции. Использование панелей с фактурой древесины позволяет монтировать их без учета деформации в процессе усадки. После облицовки не нужно выжидать 6-12 месяцев, прежде чем приступать к дальнейшему декорированию стен.

Наконец, в отличие от натурального дерева, панели не нуждаются в регулярном уходе и обработке специальными составами. Большинство из них способны к самоочищению, другие нужно лишь периодически обмывать водой. Срок службы панелей варьируется от 20 до 50 лет.

В зависимости от материала, из которого изготовлены панели для наружной отделки дома, выделяют несколько видов.

Пластиковые

Такие панели представлены виниловыми и акриловыми разновидностями. Они характеризуются влагостойкостью, атмосферостойкостью, морозостойкостью. Изделия достаточно прочны, однако при значительном механическом воздействии могут треснуть. Они считаются самыми легкими панелями, поэтому не требуют укрепления фасада.

Металлические

Металлосайдинговые панели обладают большим запасом прочности, по сравнению с аналогами из ПВХ. Это обуславливает высокие показатели их износостойкости, длительный период эксплуатации. Основа изделий – алюминиевые профили или «нержавейка». Сам по себе металл подвержен коррозии, однако производители проводят качественную антикоррозийную защиту материала, благодаря чему ему не страшны влага и появление ржавчины.

Читайте также:  Тюльпаны: виды и сорта, посадка дома и в открытый грунт, особенности выгонки и ухода

Фиброцементные

В основе материала находятся очищенная целлюлоза и цементный раствор. Иногда с целью повышения прочности в состав добавляется кварцевый песок. В результате получается прочный материал, срок службы которого может достигать 100 лет.

Низкая влагопрочность, огнестойкость (фиброцемент не горит и не плавится), морозостойкость до 100 циклов, а также высокие теплоизоляционные свойства в сочетании с ценовой доступностью – все это становится причиной возрастающей популярности фиброцементных изделий. Благодаря керамическому напылению панели также демонстрируют высокую устойчивость к УФ-воздействию.

Недостатком материала является достаточно большой вес (в среднем 15-25 кг/м кВ). Стоит заметить, что пластиковые аналоги весят всего 3-5 кг/м кВ. Этот факт требует использования прочного фундамента.

Отдельно можно выделить многослойные сэндвич-панели, отличительной особенностью которых является прослойка утеплителя. Благодаря этому облицовываемые поверхности не нуждаются в монтаже слоя теплоизоляционного материала. Сэндвич-панели позволяют быстро возвести аккуратный вентилируемый фасад.

Существуют древесно-полимерные «сэндвичи», изготавливаемые из отходов деревообрабатывающих предприятий. Стружкам и опилкам придается единый размер (как древесная пыль), после чего смесь заливается полимерными смолами. В результате появляется материал, внешне напоминающий ДСП плиты, но обладающий влагостойкостью, прочностью, биостойкостью. Существуют также ламинированные поверхности, обладающие еще большими показателями устойчивости к влаге и более «нарядным» внешним видом.

Шпонированные панели используются редко, что объясняется их достаточно высокой стоимостью. Материал представляет собой основу из бумажно-целлюлозного композита, на лицевую поверхность который нанесен слой шпона из ценных пород дерева. Сверху он закрывается защитным полимерным слоем.

В зависимости от назначения материала для наружной отделки выделяют фасадные и цокольные панели. Последние фиксируются в нижней, цокольной части здания. Цоколь подвержен более высоким механическим нагрузкам, активному воздействию влаги, загрязнений, дорожных реагентов, замораживанию. Логично, что материал для отделки этого участка фасада должен обладать более высокими эксплуатационными характеристиками.

Цокольные панели полностью соответствуют этим требованиям. В каждой линейке (пластиковых, металлических, фиброцементных) имеются коллекции таких изделий. Несмотря на это, специалисты рекомендуют воздержаться от использования пластиковых изделий в нижней части здания. Предпочтение следует отдавать более прочным и долговечным аналогам из металла, а также на основе фиброцемента.

Дизайн

Панели могут имитировать любую деревянную поверхность. Наиболее популярными являются панели под брус, оцилиндрованные бревна, евровагонку, корабельную или другую доску. Благодаря использованию недорогих (по сравнению с древесиной) стеновых панелей удается превратить неказистое строение в респектабельное здание, отделанное такими редкими породами дерева, как дуб, бук, кедр.

Использование панелей «под дерево» в первую очередь подходит для строений в «деревенском» стиле. Это может быть как традиционный русский сруб, так и альпийские домики-шале, а также изысканные строения в духе прованса.

Для стиля прованс подойдут яркие цветные панели, имеющие вид окрашенных досок. Для скандинавского стиля предпочтительнее применение выбеленных досок, а также окрашенных в серый, графитовый оттенки аналогов.

Деревянные плиты отлично сочетаются с каменными или металлическими поверхностями, а также материалами, имитирующими штукатурку.

Как правило, нижняя часть загородных домов выкладывается из камня (а точнее, панелей, имитирующих натуральный камень), остальной фасад – из панелей под дерево.

Оригинально смотрится сочетание панелей, имитирующих вагонку, и кирпичной кладки. Избежать однообразия деревянных поверхностей, а также внести в экстерьер динамизм позволяет различная направленность «вагонки».

При использовании в отделке только панелей «под дерево» рекомендуется сочетать 2 контрастных или 2-3 близких оттенка. Так можно добавить фасаду объемность, подчеркнуть архитектурные элементы.

Особенности монтажа

Несмотря на то, что монтаж достаточно прост, он должен производиться с учетом определенных требований.

Крепление изделий «под дерево» может производиться непосредственно на стены или на предварительно созданную обрешетку. Последняя бывает деревянной или металлической (предпочтительный вариант, поскольку не требует дополнительной обработки). Монтаж на обрешетку позволяет скрыть дефекты и неровности поверхностей, сохранить между фасадом и стеной воздушную прослойку, а также произвести наружное утепление фасада, проложив слой теплоизоляционного материала между обрешеткой и стеной.

В первую очередь на обрешетку монтируется стартовый профиль, служащий началом для укладки остальных плит. Он фиксируется на расстоянии 10 см от углов. Плиты укладываются снизу вверх. Для оформления углов, выступов, наличников и прочих элементов фасада используются доборные элементы и аксессуары.

Приобретая материал, важно не забывать о необходимости запаса (на вероятность брака, раскрой). Как правило, к основному количеству панелей прибавляют еще 10-15% на запас.

Подробный обзор фиброцементного сайдинга CEDRAL ждет вас в видео ниже.

Фасадные панели под дерево — какой же вариант лучше?

Деревянное оформление фасада здания, всегда смотрится очень красиво и престижно. Но оформление клееным брусом и натуральными породами деревьев, стоит довольно дорого и доступна не для каждого пользователя. Но, спрос на деревянные варианты наружной отделки дома очень велик. Что делать если хочется сделать облицовку именно деревянными панелями, а средств на натуральный брус не хватает?

В данной ситуации на выручку придут различные фасадные панели под дерево. Такие плиты имеют довольно красивый и богатый внешний вид и они внешне очень похожи на натуральное дерево ценных пород. Стоимость таких плит очень доступная для каждого и, помимо этого, такие плиты создают хорошее утепление и стильный декор для вашего дома.

Читайте также:  Чем оштукатурить дом снаружи: правила выбора

Стильный фасад дома из панелей под дерево.

Преимущества фасадных деревянных плит

Деревянные плиты имеют не только более доступную стоимость, но и ряд технических преимуществ:

  • Выполняют защитные функции. Плиты под дерево, отлично защищают фасад дома от непогоды, осадков, влажности, и других погодных условий.
  • Деревянные плиты защищены от появления коррозии и плесени, а также устойчивы к перепадам температур. Отлично прослужат как при самых низких, так и при высоких температурах.
  • Не бояться УФ-лучей, не выгорают, сохраняют достойный внешний вид на протяжении многих лет.
  • Легко монтируются, а все процедура установки занимает минимум времени.
  • Крепятся как вертикально, так и горизонтально, что очень удобно.
  • Легкие по весу, поэтому подходят для ветхих и старых стен, не создают дополнительную нагрузку.
  • Большой срок службы.
  • Внешний вид сложно отличить от натуральной древесины.
    • Стоимость более доступная.
  • Не нужно бояться за то, что древесина усядет.

Использование древесных плит

Такие панели лучше всего подходят для монтажа на вентилируемые фасады частных домов, коттеджей, дачных домиков и т. д.

Имитация деревянного фасада дома, панелями под дерево.

Существует множество вариантов выполнения данного материала, самые популярные разновидности, используемые для облицовки:

  • Плиты из винилового сайдинга. Данный материал изготавливается из поливинилхлорида.
  • Металлические плиты «под дерево». Такой материал хоть и производится из металла внешне очень похож на натуральную древесину.
  • Панели фиброцементные.
  • Панели для облицовки из древесно-полимерных композиций.
  • Сэндвич-панели с многослойной структурой, под дерево.

Как видите, фасадные панели под дерево имеют широкий выбор, но стоит учитывать, что каждый из них подходит для различных климатических зон, за счет своих технических характеристик. А внешний вид таких панелей идеально украсит фасад любого здания, создаст великолепный дизайн и неповторимый вид. Имеется множество расцветок и дизайнерских решений, которые помогут вам воплотить любые фантазии.

Подробное описание всех облицовочных материалов «под дерево»

Все существующие панели, имитирующие дерево, очень прочные и имеют большой срок эксплуатации. Отличаются они между собой, только способом их производства и составом. Самой большой популярностью пользуются именно виниловые панели.

Сайдинг виниловый

Данный материал имеет приятную стоимость и очень прост в обслуживании. Экологически безопасен для здоровья, прочный, невосприимчив к различным механическим повреждениям. По истечении времени не слоиться. Полностью влагозащищен, не подвержен возникновению грибков и коррозии, в отличие от натурального дерева. Защищен от различных грызунов вредителей и насекомых. Не выгорает на солнце и имеет широкую гамму цветов и фактур на выбор.


Недостатки: виниловый сайдинг не способен выдержать температуру ниже 20 градусов и плохо переносит резкие перепады температур.

При выборе винилового сайдинга для облицовки вашего фасада, стоит учитывать ваши климатические условия.

Металлический сайдинг «под дерево»

Такой вид облицовки смотрится очень эффектно и богато, в особенности в правильном сочетании с другими элементами декора. Это очень прочный материал с большим сроком службы. Имеют простую систему монтажа и весят совсем немного, благодаря чему не создают дополнительную нагрузку на стены. Отличный вариант для вентилируемых фасадов. Имеет более высокую стоимость, чем виниловый сайдинг, но по структуре он более прочный. Производиться из стали и алюминия. Имеют различные дизайны, а при обработке специальным составом имеется возможность менять цвет плит.


Панели фиброцементные

Если вы ищите что-то более оригинальное, то стоит обратить внимание на фиброцементные панели. Они стоят подороже, чем виниловый и металлический сайдинг, но имеют ряд полезных преимуществ. Данный материал состоит из кварцевого песка, портландцемента и древесного волокна. Благодаря такому составу плиты имеют непревзойденную фактуру, которая в точности напоминает древесину. В отличие от натуральной древесины, такие панели полностью защищены от гниения и различных грызунов.


Недостаток: большой вес материала, не подойдет для ветхих стен и требует специальной системы монтажа при помощи клеевых растворов, что значительно увеличивает нагрузку на стены.

Сэндвич-панели многослойные

Такие панели – это отличный вариант для вентилируемых фасадов. Они отлично защищают стены от излишней влаги и низких температур. Подходят для монтажа на любые поверхности. Материал относительно новый и только набирает популярность, но уже стал великолепным новшеством в оформлении фасадов зданий. Создает непревзойденный дизайн и привлекательный внешний вид.

Сэндвич-панели под дерево

Также очень популярны различные древесно-пластиковые композиции, которые отлично имитируют дерево и подходят для облицовки фасадов. Такие плиты считаются самыми экологически чистыми, безопасными для здоровья и современным модным решением.

Определиться с выбором панелей «под дерево» из такого многообразия вариантов будет очень сложно. Но стоит потратить время и изучить полезные свойства и характеристики каждого, чтобы результат работы вас действительно радовал на протяжении многих лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: