Способы изготовления витража

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Читайте также:  Стильный дизайн квартиры площадью 40 кв. метров

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

Витраж своими руками в домашних условиях

  • Способы изготовления витражей
  • Использование эскизов
  • Поэтапная работа
  • Имитация свинцового переплета
  • Разновидности витражей
  • Пленочные витражи
  • Витражные краски
  • Разработка эскиза
  • Обучение ребенка рисованию с помощью витражных красок

Для достижения оригинальности в интерьере можно использовать такую идею, как применение витражей. Для этого вовсе не обязательно нанимать мастера или приобретать дорогие готовые изделия. Создать витраж своими руками в домашних условиях вполне возможно, приложив некоторые усилия и изучив предложенный материал.

Способы изготовления витражей

Прежде всего, необходимо решить, какие изображения получат ваши витражи на стекле. Для этого нужно придумать эскиз или найти готовый. Для этого потребуется:

  • Бумага или картон, такого же размера, как витраж.
  • Рисунок, имеющий четкие контуры, элементы.
  • Обозначить номерами фрагменты рисунка для окраски соответствующим цветом.
  • Если включены наборные элементы, можно указать направление волокон.

Внешне заготовка напоминает пронумерованную детскую раскраску.

Читайте также:  Фото интерьера гостиной с шторами в горизонтальную полоску

Что такое витражная пленка, какие есть разновидности и как ее клеить читайте в нашем материале “О плёнках на окна – витражных, самоклеящихся”.

Использование эскизов

Производство витражей требует наличия эскиза, включающего мелкие элементы. Мелкие рисунки достаточно просто распечатать, большие изображения потребуют рисования вручную, переноса на стекло. Можно сделать ксерокопию рисунка для шаблонов. Основной трафарет делают при помощи оригинала, перенося его на стекло. Потребуется приобрести шаблонные ножницы: от обычных они отличаются наличием третьего лезвия. Это позволит вырезать полоску 1,76 мм шириной.

Копию эскиза необходимо приклеить к плотному картону не меньше 0,5 мм; подойдет коробка. Это необходимо для обведения контуров. Они должны быть жесткими. Наклеивать бумагу нужно равномерно по плоскости, не допуская ее размокания. Пронумеровать части эскиза стоит заранее.

Поэтапная работа

Задумываясь, как сделать витраж своими руками в домашних условиях, необходимо разработать план работы. Начинать нужно с простых действий, постепенно переходя к более сложным.

Пленочный витраж своими руками в домашних условиях выполнить проще всего, с него и следует начинать. Для этой цели необходимо перенести изображение на стеклянную основу. Бордюры имитируются. Использовать можно самоклеящуюся пленку. Поверхность для приклеивания должна быть хорошо обезжирена. Если на пленке появились пузырьки, их можно проколоть швейной иглой.

Такой способ прост и дешев, но при внимательном рассмотрении будет заметно, что витраж не настоящий. С уличной стороны он не имеет вида. Пленочные витражи своими руками чаще всего изготавливают для потолков, так как они не имеют обратной стороны и находятся достаточно далеко от глаз. Для потолка этот вид витража хорош и тем, что имеет малый вес и совершенно безопасен при обрушении. Для потолка можно использовать акриловую основу, стеклянной стоит избегать.

Контурные заливные витражи и роспись по стеклу

Имитация свинцового переплета

Оригинальные витражи имеют металлический переплет. Имитация должна повторять и его, чтобы вид ее был более реалистичным. Существует несколько способов имитации этого элемента:

  1. Проклейка границ специальным скотчем. Купить такой можно в салоне для художников. Скотч поможет сформировать контуры. Лента имеет ширину 1/8 дюйма, устроена как обычный скотч, только имеет соответствующий цвет. Работать с этим материалом очень просто.
  2. Этот метод иллюстрирует, как делать витражи своими руками с имитацией переплета при помощи проволоки. Потребуется алюминиевая или медная проволока и клей для фарфора, нужно найти клей для посуды. Суперклей не подходит, так как оставляет много следов. Использовать можно любой провод толщиной от 0,02 до 2, 5 мм в зависимости от размеров вашей работы: его аккуратно приклеивают на швы, затем покрывают патиной.
  3. Пластину можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуется:
  • ПВА клей для фарфора 50 мл.
  • Тушь 30 мл.
  • Алюминиевая пудра 40 гр.

Все эти компоненты нужно смешать до состояния однородной массы. Если хотите добиться цвета латуни, вместо алюминиевой нужно применить бронзовую пудру. Прежде чем окрашивать изделие, проверьте, какой цвет получился. Учтите, что паста непригодна к хранению, готовить ее нужно по необходимости и постоянно перемешивать. Наносить массу необходимо посредством кисти или небольшого шприца. Это требует сноровки.

Имитация свинцового переплета

Разновидности витражей

Изготовление витражей в домашних условиях позволяет проявить фантазию и использовать разные технологии, не ограничиваясь одним рецептом.

Фьюзинг – достаточно сложная технология изготовления витража. Для него требуется использование цельного стекла, на которое наносятся элементы разных оттенков. Фрагменты имеют ярко выраженные границы, между ними нет разделительной металлической полосы. Для готового полотна требуется прокаливание в печи. Очертания рисунка могут быть разнообразными в зависимости от идеи автора. Такая техника доступна для производства, и дома повторить ее вряд ли получится.

Тиффани – это тоже витражи из стекла, но состоящие из отдельных частей, которые при помощи пайки скрепляются между собой металлическими полосами. Отличается этот стиль замысловатыми формами. Он имеет сложное исполнение и яркие, разнообразные цвета. Чаще всего при помощи этой технологии изготавливают различные предметы, например, светильники, лампы, домики для игрушек.

Такая технология изготовления витражей своими руками может иметь ряд проблем:

  • Необходимость резки стекла, шлифовки его краев.
  • Паять металлическую нить сложно, требуется навык.
  • Работа исключительно для взрослых.

Пример готового витража в технике Тиффани

Пленочные витражи

Изготовить витражи на стекле своими руками достаточно сложно, потому весьма доступной технологией является наклеивание на стекло специальной пленки. Для этого понадобится:

  • Самоклеящаяся пленка разнообразных тонов.
  • Скотч на свинцовой основе.
  • Валик из резины.
  • Стекло.
  • Нож для бумаги.

Эта техника безопасна, ее может освоить подросток, поэтому можно предложить ему изготовить такое витражное стекло своими руками.

Для создания рисунка потребуется перенести контур картины на приготовленное стекло при помощи пленки. Сначала создается шаблон. Его можно нарисовать или распечатать, затем его наносят на стекло при помощи маркера, обклеивают контуры свинцовым скотчем, вырезают цветную пленку и наклеивают на стекло. После этого свинцовая пленка наносится еще раз. Для закрепления элементов по ним проходят резиновым валиком.

Изготовление пленочного витража

Витражные краски

Краски помогут решить проблему, как сделать витраж на стекле своими руками, не используя сложную технологию, при этом добиться реалистичности. Контур рисунка наносят на обычное стекло при помощи специальных красок; можно заниматься этой работой вместе с детьми.

Витражные краски и контуры

Разработка эскиза

Изготовление витража своими руками не стоит начинать сразу с окон или дверей. Стоит попробовать на старом куске стекла, декоративной вазе, стакане. Краски, предлагаемые для этой работы, отличаются: существуют обжигаемые и необжигаемые виды. Первые требуют нагревания изделия в печи, что не слишком удобно, если вы, например, разрисовываете пластиковое окно.

Необжигаемые краски не теряют яркости, не требуют температурной обработки, однако требовательны к мытью. Они боятся агрессивных моющих средств. Окно, украшенное с их помощью, потребуется мыть очень бережно. Если вы только пытаетесь создавать витражи своими руками, не экономьте на краске. Приобретайте продукцию качественных импортных производителей. Такие материалы имеют оптимальную густоту, часто оснащены дозаторами. Они не текут, не размазываются.

Контуры для витража также можно приобрести отдельно. Они продаются в тюбиках, благодаря чему их удобно наносить. Не стоит сразу приобретать черный контур: он сложен в работе. Для новичка хорошо подойдет серебристый или белый. Добиться нужной ширины без опыта не получится – потребуется потренироваться. Излишки материала нужно вытирать влажной губкой сразу, иначе они присохнут.

Для обучения можно использовать любое стекло или зеркало. Для начала нужно очистить его поверхность от грязи, обезжирить ее: сделать это можно при помощи спирта или специального растворителя.Перед тем как сделать витраж, подумайте над эскизом. Если вы создали рисунок, лучше сделать несколько ксерокопий, готовый вариант можно распечатать на принтере. Если вы начали тренировки с создания светильника, сверните лист, вставьте его внутрь стекла и прикрепите скотчем. После этого рисунок можно обвести маркером уже на стекле. Маркер лучше брать стирающийся. После этого можно использовать витражный контур. Аккуратно нанесите его на поверхность и дайте краске высохнуть.

Перед работой аккуратно встряхните тюбик с краской. Взбалтывать его не требуется. иначе в краске появятся пузырьки.Краска наносится густым слоем, требуется закрасить каждый элемент рисунка. После этого дайте краске полностью высохнуть. Для того чтобы защитить цветной слой, можно использовать акриловый лак или прокалить стекло в печи. Второй вариант применяется исключительно для жаростойких стекол.

Узнайте, в чем достоинства и недостатки классических витражей, прочитайте отзывы потребителей и узнайте цены в нашей статье “Классический витраж”.

Сколько стоят витражи Тиффани и что думают о них потребители читайте у нас на сайте.

Обучение ребенка рисованию с помощью витражных красок

Научить, как сделать витраж своими руками, можно и ребенка. Если он еще маленький, можно приготовить для него материалы самостоятельно. Вам понадобится:

  • Клей ПВА.
  • Пищевой краситель.

Компоненты нужно смешать, получив густую однородную массу. Полученную смесь поместите в пластиковый тюбик. Она безопасна даже для малышей, которым понравится играть с красками.

Не стоит использовать стекло. Вполне можно обойтись безопасной пленкой. Возьмите файл, вложите в него лист с нужным изображением. Покажите ребенку, как делать витраж. Для этого нужно обвести рисунок маркером, раскрасить его изготовленными ранее красками. После того как краска высохнет, пленку нужно вырезать и наклеить на стекло. Позвольте ребенку придумать рисунок самостоятельно. Многие дети с удовольствием проявляют творческую активность, рисуют и мастерят витражи.

Витраж своими руками в домашних условиях

В этой статье: реальный взгляд на изготовление витражей в домашних условиях:

  • какие виды витражей подходят для изготовления в домашних условиях
  • какие инструменты и материалы нужны для работы
  • каким обучающим курсам можно доверять, узнать отзывы о курсах и посмотреть работы начинающих
  • посмотреть видео уроки по изготовлению витражей в домашних условиях
  • узнать с чего начинать

Создание витражей — древнее искусство, которое раньше было доступно только избранным мастерам, однако в наше время сделать красивый витраж самому очень даже реально у себя дома. Конечно, вы не изготовите витраж по средневековой технологии таким способом, но современные материалы и современные технологии позволяют создавать очень красивые композиции, которые внешне мало отличаются от тех самых древних витражей.

Способы создания витражей, какие подходят.

Существует немало способов, позволяющих сделать витраж. В некоторых случаях изготовление витражей является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим обязательного наличия специального оборудования, а другие способы позволяют сделать витраж своими руками у себя дома относительно просто. Слово относительно — ключевое. Витраж не получиться сделать без затрат и усилий.

Как правило, витражи классифицируют по способу их изготовления и применяемым материалам. Некоторые техники не особо отличаются друг от друга, однако есть различия в используемых материалах.

Классические витражи

Это самая первая витражная техника, известная еще со времен Средневековья. Такие витражи собираются из кусочков стекла, удерживаемых при помощи металлических перегородок. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая специального оборудования и умения, к тому же подобные витражи дорогостоящие. А еще они получаются достаточно тяжелыми, поэтому нельзя устанавливать подобный витраж на какую-то хрупкую конструкцию. Однако, как говориться «охота пуще неволи», и такие мелочи не могут встать на пути к созиданию прекрасного.

Сейчас можно купить в специализированных магазинах готовые стекла для витража. Выбор дело увлекательное, так как разнообразие цвета и фактур может разбудить воображение даже самого консервативного человека.

Однако, стоимость таких стекол очень высокая, а для изготовления 1кв.м витражной поверхности требуется, как правило, 1,5 – 2 кв.м. стекла. Для изготовления ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, а толщина у разных видов стекол может колебаться в пределах одного листа стекла, поэтому рассчитать нужное количество стекла на изделие трудно. Наверняка останутся невостребованные кусочки дорогостоящего материала.

Как легко и просто делают классический витраж Светлана Романова и Марат Ка можно посмотреть на этом видео.

«- Вам пока не нужно покупать шлифовальную машинку для стекла, — сказал продавец в магазине, — на первых порах просто возьмите оселок и обточите осткрые края. Потом, когда приобретете навыки, купите машинку.

Совет казался разумным, а довольно высокая цена машинки так и подталкивала отложить ее покупку на потом. И мы этому совету последовали.

Так вот господа, если вам когда-нибудь кто-нибудь будет советовать подобное, посылайте советчика куда подальше. Самое первое, что должен купить начинающий витражист — это шлифовальная машинка для обточки стекла.

Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, когда вы еще не научились резать стекло точно по контурам и вам придется снимать очень много лишнего, чтобы придать кривым линиям деталей точную форму.»

Видео от Елены Миллер, дизайнера авторских изделий из стекла, она расскажет о видах витражного стекла, а вот такую машинку, как у нее, или подобную, необходимо будет приобрести.

Витраж Тиффани

В домашних условиях можно изготовить витраж по технологии Тиффани, однако для этого так же потребуется умение работать со стеклом.

  • Работа по созданию витража начинается с эскиза. Детали также не должны быть слишком маленькими, иначе их просто не получится нормально вырезать из стекла.
  • Эскиз разрезается на части, каждая часть прикладывается к листу цветного стекла нужного цвета, после чего, при помощи стеклореза вырезается деталь.
  • Затем кромку деталей нужно будет ровно обточить и обернуть медной фольгой. Когда все готово, детали нужно сложить в композицию, плотно прижав друг к другу.
  • Кромку фольги нужно покрыть паяльной кислотой, а затем соединять швы при помощи олова и паяльника. По окончанию работы нужно будет вымыть витраж, чтобы на швах не остался налет. Сделать это можно при помощи обычного моющего средства.
  • Швы нужно будет покрыть патиной, а после снова промыть, тем самым завершив работу.

Пленочный витраж

Изготовление витражей такого типа лучше всего подходит для домашних условий, поскольку здесь не не нужно покупать специальное оборудование и дорогостоящие материалы. Это витраж на стекле, но на цельном куске, стекло не надо разрезать на кусочки, не надо обтачивать, не надо тратиться на лейкопластыри, потому, что порезов на пальцах не будет. Весь рисунок крепится на цельном стекле. Это может быть оконное стекло, дверное или декоративное панно во всю стену или крохотный декоративный элемент.

Чтобы сделать пленочный витраж, Вам понадобится специальная пленка. Лидерами по качеству из имеющихся на наших рынках, являются английские пленки от Regalead. Это не обычная самоклеющаяся пленка, это удивительно технологичная имитация стекла, пленка состоит из красителя находящегося между двумя прочными слоями, не пропускающими ультрафиолет,и защищающими краски от выгорания, а также, выдерживающими температуру от -45 градусов до +135градусов по Цельсию. Пленки имеют невероятную гамму цветов и фактур, а также различаются по степени прозрачности.

Для резки пленки не нужно специальных станков или других приспособлений, хотя на предприятиях, или частных мастерских, где работают с большим количеством заказов используют плоттеры, цифровые приборы для точной резки по нанесенному рисунку. В домашних же условиях достаточно иметь ножницы.

И, конечно, свинцовая специальная лента, для соединения кусочков пленки. И, разумеется, хороший учитель. К таким относится художник Ирина Киселева, расскажет и покажет, научит где что брать и как делать, выпускает электронный журнал в помощь начинающим, занимается созданием витражей и обучению создания витражей профессионально.

Фьюзинг

По-другому эту технику называют спеканием. На бесцветную стеклянную основу раскладываются заранее вырезанные куски разноцветного стекла, помещаются в печь и под воздействием температуры стекла спекаются вместе. Также для создания рисунка могут использоваться и другие предметы, например, цветной песок, которым выкладывают узоры, или проволока. Конечно, контурных изображений этим методом не получить, но абстракции получаются причудливые и красивые. Техника привлекательная, изделия завораживающе красивые, но посмотрите на видео, какое оборудование используется для изготовления таких вещиц.

Пескоструйные витражи

Техника изготовления витражей подобного типа заключается в применении воздушного потока и песка. Существует три подвида витражей данного вида, которые отличаются способами использования воздушной струи и окрашенного песка.

Травление

Витражи делаются при помощи кислоты. На стекло наносится специальная защитная пленка, а также трафарет с контурами рисунка, по которым выплавляется изображение. Подобные витражи получаются рельефными, с объемными рисунками. Стоит отметить, что техника работы с кислотой очень опасна и поэтому применяется редко. Чтобы не отравиться парами кислоты, художники надевают респираторы и специальную одежду. Для дома совершенно не годится.

Литые витражи

Сложная техника, при которой каждый стеклянный модуль отливается или выдувается вручную, при этом стеклу придается особая фактура, которая усиливает преломление света и придает выразительности витражу. Стекла скрепляют между собой при помощи металлической арматуры и цементного раствора.

Расписной витраж

Данная техника подразумевает обязательное применение росписи. И витражем такое изделие можно назвать с большой натяжкой, но тем не менее. Поверхность стекла расписывают либо акриловыми непрозрачными красками и потом, после высыхания покрывают лаком, либо расписывают дорогостоящими силиконовыми прозрачными витражными красками, а затем обжигают стекло в специальной печи. Разумеется дома никому не захочется ничего обжигать.

Заливной контурный витраж

По сути, это лишь имитация классического витража, поскольку здесь не требуется какая-либо обработка стекла. Изготовление витражей такого вида выполняется с применением специальной краски. Сначала наносится контур, который имитирует витражное обрамление, а затем в область, ограниченную контуром, заливается еще один слой краски.

С чего начать?

Выбрать рисунок, или нарисовать самому, пойти в магазин, по совету веселого продавца накупить кучу ненужных материалов и… ЗАВАЛИТЬ ВСЕ ДЕЛО ?

Создание витражей, все же, не самое простое дело. Даже самый легкий способ, пленочный, требует определенных знаний и навыков. Ведь, что такое профессия — это знание нюансов! Поэтому если хотите узнать, как делать витражи своими руками, обратитесь к профессионалам, владеющими профессиональными нюансами, не введитесь на заявления о легкости процесса, не требующего подготовки, этого нет.

Идите на курсы в своем городе в мастерские к художникам, покупайте специальную литературу, смотрите видео уроки. Хотя в интернете достаточно нелепых рекомендаций по изделию витражных красок своими руками, например.

Поэтому фраза «обращайтесь к профессионалам» не потеряет своей актуальности никогда. Обращайтес к профессионалам, это сбережет Вам Ваше Время и Ваши Деньги.

Художница Ирина Киселева давно занимается витражами. Ее профессиональная деятельность началась с работы в компании по изготовлению витражей. Художница ведет электронный журнал, где делится советами с читателями, а еще у нее есть обучающий видео-курс, который создан специально для тех, кто хочет научиться создавать витражи.

Обучающий курс Ирины Киселевой отзывы

Ирина Терехова представила фото своих работ и слова благодарности автору курса (источник информации vse-v-tvoih-rukah.ru):

Ирина Терехова

Мне понравились стихи М.Цветаевой:

«Не запрещай себе творить, пусть иногда выходит криво, твои нелепые мотивы никто не в силах повторить!» М.Цветаева

Посмотреть 120 фото с идеями применения витража в интерьере можно ЗДЕСЬ.

Технологии изготовления витражей

Художественный витраж это элемент дизайна, в большинстве случаев – наборная картина ручной работы, изготовленная из кусочков стекла по заранее размеченному на сектора изначальному изображению. Под понятием «художественный витраж» принято выделять именно стеклянный, собранный и спаянный на профилях из различного металла. Иногда витражом называют и простое панорамное остекление помещений. Технология изготовления очень трудоёмкая, материалы дорогостоящие, как следствие – высокая цена этого элемента декора. Современные витражи, как более экономные варианты, изготавливаются путём оклеивания обычного стекла плёнкой, с нанесённым рисунком, либо сборкой частей композиции из плексигласа. В качестве профилей, для обрамления стекла, используют профиля из свинца, алюминия или медную фольгу.

Витражные картины поражают своим великолепием и игрой света, проходящего через них. Особенно монументальны готические витражи религиозной или дворцовой тематики. Поражают размахом в парадных залах венецианского Палаццо Дожей люстры из венецианского стекла в сочетании с не менее великолепными мозаиками и витражами, выполненные венецианскими и флорентийскими мастерами. В России одна из технологий изготовления витражей – мозаичная, была возрождена М. Ломоносовым и применена в наборных картинах Исаакиевского собора.

История возникновения данной технологии относится к тринадцатому веку, тогда она уже полностью сформировалась в Европе и, практически без изменений, дошла до наших дней. По классической технологии стёкла для композиции вырезались по рисунку, изготовленному в натуральную величину, затем каждое стекло обрамлялось проволокой из свинца, детали спаивались на стыках между собой в окончательный вариант картины и обрамлялись для установки.

Не забываем о возможности онлайн-покупки за границей редких для нашей страны материалов и инструментов. Существует доступ к каталогам крупных зарубежных магазинов, например амазон, на русском языке.

Из технологий изготовления витражей можно выделить четыре классических и две современных:

1. Технология классического художественного витража, которая дошла до наших дней из прошлого не претерпев, практически, никаких изменений. Эскиз картины выполняется на плотной бумаге или картоне в натуральную величину. Затем эскиз разрезается на лекала разного размера, которые будут частями цветовой гаммы, основных фигур композиции. По бумажным лекалам вырезаются заготовки из стекла, предварительно собираются в картину, по необходимости – обрабатываются на стыках для плотного прилежания к профилю. Обрамляются в металл и поочерёдно спаиваются. В зависимости от типа картины и рисунка может быть использован профиль различной толщины для передачи акцентов. Для достижения особой контрастности на начальный профиль можно нанести патину. Готовую картину обрамляют и устанавливают в заранее подготовленный проём. Качество подготовки проёма и установка имеют большое значение, так как витраж – хрупкое изделие, не переносящее даже малейших деформаций.

2. Технология Tiffany (по фамилии американского изобретателя). По этой технологии куски стекла, перед спайкой, обрамляются медной фольгой. За счёт гибкости шва появилась возможность объединения деталей в объёмные конструкции – шары, кубы. Теперь из витражных элементов можно изготовить не только окна и потолочные формы, но и элементы декора – светильники, вазы и другие. Сам шов очень тонкий, элементы можно «набирать» даже очень мелкие. Прочность конструкции зачастую превосходит полученную по классической технологии.

3. Технология Fusing. Основана она не на обрамлении элементов в профиль для пайки, а на спекании цветного стекла в печи. Основным недостатком витража, изготовленного по данной технологии, является невозможность замены отдельных повреждённых элементов. Преимущество: цветному стеклу при определённой температуре можно придать эффект «треснувшего», «размыть» цвета, придать желаемый объём и форму.

4. Мозаичная технология. Предполагает нанесение (наклеивание) подготовленных кусков стекла или камня на подоснову с рисунком. Из мозаики можно изготовить не только панорамные полотна, но и использовать её для отделки бассейнов, фасадов.

5. Технология пластиковая. Куски композиции изготавливаются по классической технологии, но не из стекла, а из плексигласа, который легко режется по лекалам любой кривизны и удобен в склеивании.

6. Технология нанесения плёночного покрытия. На прозрачное стекло наносится подготовленный на плёнке рисунок (либо его части). В зависимости от места применения такого витража, стекло может быть разделено на секции соединителями, которые визуально имитируют классически профиль витража. Самая простая и, поэтому, экономичная технология.

Витраж требует аккуратности в обращении, но абсолютно неприхотлив в уходе. Для постоянного ухода используются моющие средства для обычных стёкол без абразива. Появляющиеся в процессе эксплуатации царапины могут быть удалены шлифовкой.

4 способа изготовления витражей своими руками

Самостоятельно изготовленный витраж придаст вашему помещению оригинальность и необычность. Вещи для интерьера, изготовленные самостоятельно, имеют значительное преимущество перед серийным выпуском. В данной статье будут рассмотрены 4 способа изготовления витражей своими руками.

Первый способ изготовления витражей

Для устройства витражей своими руками требуются окрашенные стекла. Вырезанное по размеру стекло тщательно моют и обезжиривают. Выбранный рисунок выполняют на листе бумаги в натуральную величину. Контуры рисунка переносят на стекло черной масляной краской с помощью тонкой кисточки. Для этих целей можно приспособить резиновый баллончик с наконечником из медицинской иглы. Краску в данном случае разбавляют до необходимой вязкости. Следует помнить, что, перенося контуры рисунка, нельзя касаться руками обезжиренной поверхности.

Разделить фрагменты витража можно с помощью узких реек или половинок прутьев лозы, которые приклеивают к стеклу.

Другой способ нанесения контура рисунка на витраж — эпоксидной смолой, в которую добавлена алюминиевая или бронзовая пудра. Этот состав удобно наносить на контурные линии, используя старый тюбик от зубной пасты.

Теперь можно приступать к раскрашиванию изображения. Краски для витражей в домашних условиях готовят на основе:

  • пищевого желатина;
  • клея БФ-2 (или других аналогичных клеящих составов);
  • бесцветного мебельного нитролака.

Для получения краски для витража на основе желатина в его раствор добавляют гуашь или анилиновый краситель, применяемый для окраски ткани. Полученными составами раскрашивается узор. Контурные линии не позволяют перемешиваться разным оттенкам, поэтому не надо ждать, когда высохнет ранее окрашенный смежный участок. Краски на основе желатина не пожароопасны, практически не токсичны, ими можно работать даже в закрытых помещениях.

Краски для витражей на основе БФ-2 изготавливают из светлых сортов клея, разбавляя его ацетоном вдвое. В полученный раствор добавляют спирторастворимую краску, тушь или пасту от шариковых ручек. Такая краска очень быстро загустевает, поэтому использовать её надо в короткий срок.

Краски на основе мебельного нитролака готовят следующим образом. Лак разбавляют специальным растворителем вдвое. К полученному составу добавляют художественные масляные краски необходимого цвета. Следует помнить о том, что доля краски не должна превышать 10% от приготовленного состава. Работу с растворителями надо проводить в хорошо вентилируемом помещении и соблюдать правила пожарной безопасности.

После высыхания красок поверхность витража покрывают бесцветным лаком, чтобы стекло можно было мыть водой.

С помощью тонких реек, пива и английской соли стеклянную дверь можно раскрасить под старину. Древесину окрашивают под мореный дуб и располагают рейки так, чтобы получилась имитация расстеклования в мелкую клетку. Для обработки стекла готовят раствор такого состава: стакан пива и пачка английской соли. Для лучшего растворения пиво можно слегка подогреть. Раствор наносится губкой на горизонтальную поверхность витража. Конечно же, стекло предварительно должно быть хорошо вымыто и обезжирено. Высыхая, английская соль образует декоративные узоры желто-коричневого цвета. После просушки стекло покрывают защитным слоем лака.

Второй способ изготовления витража

После разработки эскиза витража накройте его стеклом, на котором будет изготовлен витраж. Оно должно быть чистым и обезжиренным.

Первый метод изготовления витража основан на использовании растворимых цветных тканей, таких как ацетатный шелк, который легко растворяется ацетоном и нитролаками. Вырежьте кусочки тонкой ткани необходимой конфигурации и цвета согласно рисунку будущего витража. Покройте стекло тонким слоем прозрачного нитролака и просушите. Затем тот же нитролак наносится на отдельные зоны, и к ним приклеиваются лоскуты заготовки. Приклеивание необходимо производить максимально точно, так как ткань практически сразу начинает растворяться, и её невозможно будет передвинуть. Приклеив лоскут на отведенное для него место, промажьте его сверху нитролаком и переходите к следующему.

Заполнив элементами витража все стекло, нанесите еще один слой нитролака, а поверх пару слоев паркетного. Следующим этапом изготовления витража своими руками — изготовление псевдорамы. Для этого эпоксидная смола смешивается с отвердителем в соотношении 1: 8

10. Полученная масса смешивается с тальком и алюминиевой или бронзовой пудрой до момента, когда смесь приобретет металлический блеск и не будет растекаться по стеклу. Затем полученную массу заправляют в кондитерский шприц или использованный тюбик из под зубной пасты и ровным валиком выдавливают по очертаниям витража. При этом важно не допускать пересечений между линиями, так как валики не должны наезжать друг на друга.

Рекомендуем производить все действия с нитролаком в хорошо проветриваемом помещении или на отрытом воздухе, а с эпоксидной смолой нужно работать в резиновых перчатках. Растворителем для эпоксидки является бензин.

Третий способ изготовления витражей

Можно выполнить витраж из битого стекла и силикатного клея. Сначала необходимо разработать рисунок витража в натуральную величину на листе бумаги. Изображение должно быть цветным. При разработке эскиза за основу берется рисунок с открытки, плаката или журнальная иллюстрация. Следует учитывать, что на рисунке важную роль играет темный контур, поэтому его рисунок должен быть выразительным, но простым и конструктивным. Оформленный эскиз нужно наклеить на обратную сторону стекла, на котором будет изготавливаться витраж, лицевой стороной к стеклу. Затем тонкой кистью и быстросохнущей краской черного, темно-коричневого или темно-синего цвета следует нанести на стекло контуры изображения. Теперь необходимо подобрать цветные стекла. Подойдут негодные автомобильные фонари, отработанные светофильтры, стеклянная посуда и т. п. Стекла нужно разбить на осколки требуемой величины. Витраж выполняется следующим образом. Стекло с наклеенным на него эскизом следует уложить на горизонтальную основу, например на стол, лицевой стороной вверх.

Затем его поверхность нужно обезжирить нашатырным спиртом, нанести на нее слой силикатного клея (жидкое стекло) и выложить мозаику из цветных осколков стекла с опорой на рисунок. Орнамент витража можно выкладывать участками, которые ограничены контурами. Спустя 4-6 часов необходимо залить поверхность готового витража клеем так, чтобы он покрыл все выступающие осколки. Чтобы предотвратить стекание клея со стекла, вокруг витража можно выложить ограничение из деревянных реек, прикрепив их пластилином.

Сплошной слой силикатного клея сглаживает шероховатости витража, в результате чего его поверхность становится волнистой и блестящей и хорошо пропускает свет. Для того чтобы при изготовлении витража получить сплошной цветной слой, нужно приготовить кашицу, смешав силикатный клей с толченым стеклом, и ровным слоем выложить её на поверхность стекла торцом кисти. Вместо силикатного клея можно использовать эпоксидный клей или полиэфирную смолу

Руководитель студии художественного витража Александр Полтавец говорит о стекле для витражей:

Иногда очень сложно найти стекло нужного цвета. Однако из любого безвыходного положения всегда можно найти два выхода. Бесцветное стекло можно окрасить цапон-лаком. В качестве красителя применяют и анилиновые краски: желтая — аурамин, риванол; синяя — метиленовая синяя; зеленая — бриллиантовая зелень (можно приобрести в аптеке); красная — родамин. Чтобы покрытие было равномерным, поверхность стекла обливают лаком, давая излишку стечь. Если стекло подвергается сильному солнечному воздействию, лучше использовать для окраски стекла глифталиевый лак. Он представляет собой раствор искусственной смолы (глифталя) и анилиновой краски того или иного цвета в винном спирте. Если цапонового или глифталевого лака нет, можно приготовить спиртовой цветной лак следующего состава:

  • 500 мл этилового (винного) спирта,
  • 1 г анилиновой краски,
  • 1 г шеллака.

Четвертый способ изготовления витража

Можно выполнить витраж из целиковых цветных стекол по следующей технологии. Подготавливаем эскиз витража и крепим его с обратной стороны прозрачного стекла, как и в предыдущих случаях. Вырезаем из целых цветных стекол участки рисунка необходимой конфигурации. На прозрачном стекле-основе делаем “сухой” набор витража. Пространство между кусочками цветного стекла заливается раствором следующего состава: цемент — 1 часть, песок — 3 части, клей (типа ПВА) — 1 часть. Для удобства при этой операции можно взять даже полиэтиленовую тару из-под шампуня, в пробку которой вставляется стеклянная или пластмассовая трубка диаметром 4-5 мм. Перед заливкой края цветных стекол в местах соединения с силикатным стеклом тщательно смазываются раствором с помощью деревянной палочки. После подсыхания производится основная заливка. При такой обработке раствор не подтекает под цветные стекла, и витраж получается аккуратным.

Роспись по стеклу для начинающих

Витражная роспись (роспись по стеклу, витражный рисунок) – это изображение, выполненное специальными красками на гладкой стеклянной поверхности. Цветные витражи и лучи света, проходящие сквозь них – поистине великолепное зрелище. К счастью, для того, чтобы создать собственную витражную роспись, не нужно иметь какую-то специальную подготовку. Достаточно подобрать подходящий эскиз, взять основу, краски, ну а вдохновение придет само собой, стоит только получше узнать историю витражей, изучить особенности разных техник и вдохновится готовыми работами.

Содержание

  • История росписи по стеклу
  • Виды витражных красок и их особенности
  • Материалы и инструменты для росписи витражей
  • Техники витражной росписи
  • Роспись по стеклу пошагово
  • Полезные советы
  • Видео: примеры росписи по стеклу
  • Готовые наборы для начинающих
  • Примеры готовых работ

История росписи по стеклу

Витражная роспись начинает свою историю с 10 века, когда появилось листовое стекло. Цветная мозаика не передавала мелкие детали, поэтому появление этой техники стало большим событием. В Средние века витражная роспись применялась только в соборах. Солнечные лучи, проходя через цветное стекло, создали волшебные блики и таинственные полутени. В эпоху Возрождения изображения стали более объемными и сложными по композиции. К сожалению, в ходе религиозных войн многие витражи оказались разбитыми, заказывать новые было слишком дорого, поэтому их надолго заменили обычными стеклами.

В 18-19 веках витражная живопись пережила новый подъем. В это время стекло выпускалось большими ровными листами, поэтому для художников открывался огромный простор. Тем более, что теперь в их распоряжении была широкая палитра масляных и силикатных красок. Окна стали походить на картины с захватывающими библейскими и светскими сюжетами. В 1840-х гг. в России даже открылся Императорский стеклянный завод, который выпускал витражи.

В конце 19 – начале 20 века стеклянные композиции утратили свою популярность, поскольку не вписывались в модный в то время стиль модерн. Кроме того, настало время войн и революций, и хрупкие произведения были больше неактуальны.

Новая волна интереса к витражной живописи возникла во второй половине 20 века, когда появилась необходимость в восстановлении разрушенных старинных зданий и церквей. На помощь художникам пришли новые технологии. Стекла стали безопасными, а краски – более яркими, устойчивыми к выцветанию, перепадам температур, осадкам. Неудивительно, что витражная роспись снова обрела популярность не только среди профессиональных художников, но и просто среди творческих людей, любящих рисовать.

Виды витражных красок и их особенности

Яркость и долговечность витража напрямую зависит от характеристик красок, которыми он нарисован.

1. Акриловые краски на водной основе не имеют запаха, поэтому ими могут пользоваться даже дети и беременные женщины, а также люди, склонные к аллергии. Отлично подходят для небольших работ.

Плюсы:

  • Сохнут (перестают липнуть) в течение 3-4 часов, полностью высыхают за 24 часа. Потом роспись можно мыть водой.
  • Готовая роспись не боится пыли.
  • Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
  • Отменно смешиваются друг с другом.
  • Если нужно что-то изменить, невысохшая краска легко смывается водой.

Минусы:

  • Не такие яркие, как краски на органической основе.
  • Без обжига или лакового покрытия на рисунке появляются царапины.
  • Из-за густой консистенции водные краски не подходят для больших заливок.
  • По мере высыхания могут слегка отходить от контура, поэтому у краев рисунка краску нужно класть более толстым слоем, чем в центре. Готовую работу следует перед сушкой проверить на наличие «дырок».

2. Основа сольвентных красок – смола, растворители, спирт, поэтому они имеют очень неприятный характерный запах, при росписи рекомендуется надевать респиратор, проветривать помещение. Сольвенты дают красивые глубокие цвета, создавая гладкое и прочное покрытие, устойчивое к перепаду температуры, конденсату, воде.

Плюсы:

  • Не требуется обжиг.
  • Яркая глянцевая поверхность красочного слоя.
  • Самостоятельно равномерно распределяется по поверхности.
  • Идеальный выбор для масштабных росписей – стен, дверей, окон, зеркал.

Минусы:

  • Нельзя нагревать ни при каких условиях.
  • Высыхание в течение 10 дней. В первые 2-3 дня нельзя касаться красочного слоя.
  • Бережная сушка. Работу следует высушивать в чистом помещении, поместив ее в чистую картонную коробку и накрыв тонкой дышащей тканью.

Кроме красок, для витражной живописи требуются еще и контуры для росписи по стеклу или керамике. Они не дают краске растечься, надежно разделяют цвета, незаменимы для прорисовки отдельных фрагментов и мелких деталей изображений. Чаще всего выпускаются золотого, черного, серебряного, медного цветов.

Материалы и инструменты для росписи витражей

Материалы для росписи

Перед тем, как начать творить, проверьте, все ли инструменты и материалы, вы приготовили. Вам потребуется:

  • Основа для росписи – специальное стекло, любой предмет из стекла или поверхность (зеркало, окно, дверь и т. д.). На стекле не должно быть сколов, налетов, радужных пятен.
  • Краски. Новичкам лучше всего взять краски, не требующие обжига, или же закрепить изображение с помощью лака.
  • Контуры. Желательно, что бы они были той же марки, что и витражные краски.
  • Кисти. Опытные художники советуют использовать тонкие для контуров и мелких деталей, более толстые – для заливки крупных фрагментов. Лучше взять искусственный ворс. Если у ваших красок есть специальные насадки, то можно обойтись без кистей вовсе.
  • Мастихин для растушевывания краски.
  • Прозрачный акриловый лак.
  • Трафарет и маркер для переноса рисунка.
  • Вода, спирт или другой растворитель, в зависимости от основы красок.
  • Спирт для обезжиривания поверхности.

Также вам понадобится палитра, ватные палочки и зубочистки, чтобы поправить детали изображения, тряпка для вытирания кисточек и насадок.

Работайте в хорошо проветриваемом помещении, где никто не мешает вам, нет яркого освещения. Стол и пол застелите укрывным материалом.

Где взять эскиз для витражной живописи? Трафарет представляет собой лист из пластика или картона, на котором сделаны прорези, соответствующие закрашенным частям изображения. Если рисунок сложный, то его прикрепляют с обратной стороны стекла и обводят по линиям тонким маркером.

Техники витражной росписи

Прежде чем приступать к работе, следует определиться с техникой, в которой вы собираетесь расписывать стекло.

  • Контурная техника позволяет сразу представить результат работы. Сначала нужно обвести все линии эскиза контуром. После его полного высыхания приступают к закрашиванию внутренних фрагментов. Готовый рисунок, благодаря своей нарочитой схематичности, очень напоминает настоящий витраж.
  • Бесконтурная техника более сложная. Она предполагает, что краски свободно растекаются по стеклу, смешиваясь друг с другом и создавая причудливые абстракции. Здесь требуется особое мастерство, глубокое знание свойств разных красок в зависимости от бренда, основы, степени разбавления, сочетаемости цветов.
  • Многослойная техника подразумевает нанесение краски в несколько слоев, причем качество смешивания цветов зависит от того, насколько сырыми были нижние мазки. Это позволяет добиться весьма реалистичных объемных изображений, передать тонкую игру света и тени. Для данной техники лучше всего подходят краски на водной основе.
  • Точечная роспись – это заполнение контуров и самих фрагментов множеством точек. Один и тот же эскиз можно использовать для создания разных рисунков, стоит только поменять плотность нанесения и размер точек.

Техники витражной живописи можно сочетать. Например, внутри контура одного из фрагментов можно использовать бесконтурную технику и после высыхания дополнить точками.

Роспись по стеклу пошагово

Контурная техника наиболее простая для начинающих, поэтому ей и посвящен мастер-класс. Теперь, когда все готово, можно приступать к созданию своего первого шедевра.

  1. Рабочую поверхность нужно обезжирить спиртом, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась.
  2. Приложите трафарет к стеклу (можно закрепить его кусочками бумажного скотча) и аккуратно обведите контуры маркером. Теперь осторожно снимите трафарет, чтобы не смазать линии. Не спешите. Также лист с изображением можно расположить за стеклом.
  3. По линиям нанесите контуры, двигаясь от центра к краям. Старайтесь, чтобы линия была сплошной и как можно более ровной по толщине. Сначала контуры могут быть неравномерные – это нормально. С опытом будет получаться всё лучше.
  4. Теперь контур должен как следует просохнуть, время сушки указано на упаковке. Если поспешите, то линии смажутся, и рисунок будет испорчен.
  5. Затем заполняйте краской каждый фрагмент. Двигайтесь от середины к краям. Цвета смешивайте только на палитре.
  6. К фону приступайте после того, как вы проработали все детали изображения. Теперь готовую роспись нужно высушить, защитив поверхность от попадания пыли. Время сушки, как мы уже указывали выше, зависит от основы краски. Если краска на водной основе, то для закрепления рисунка нужно изделие обжечь в духовке или покрыть бесцветным акриловым лаком.

Полезные советы

  • Если предмет, который вы расписываете, контактирует с пищей или питьем, то следите внимательно, чтобы рисунок находился строго на его внешней стороне, а края, соприкасающиеся с губами, были свободны от красочного слоя.
  • При обжиге водных красок нужно соблюдать важное правило: работа ставится в еще холодную духовку и достается из нее только после полного остывания. Время обжига составляет примерно 1 – 1,5 часа, температура около 160 градусов. Точные рекомендации производителя обычно размещены на флаконе с краской.
  • Следите, чтобы все линии контура были полностью замкнуты.
  • Убирать недочеты – пузырьки, избыток краски и т. д., нужно еще до высыхания. Излишки краски снимайте ватной палочкой или подгоняйте поближе к контурам. Пузырьки удобно прокалывать зубочисткой. Если контур смазался – ничего страшного, просто ототрите его от стекла и попробуйте снова.
  • Если краски загустели, то разводить их следует разбавителями этой же марки.

Видео: примеры росписи по стеклу

Более подробно познакомиться с техниками витражной росписи вы можете, посмотрев вот эти видео.

Готовые наборы для начинающих

Если вы не знаете, с чего начать свои первые шаги в витражной росписи, в каталоге вы найдете отличные наборы с витражными раскрасками. С их помощью вы не только «попробуете на вкус» витражи, но и создадите красивый и стильный предмет интерьера. Подберите свой витраж и рисунок.

Готовый набор для росписи

В наборе есть все необходимое:

  • основа с готовым контуром;
  • витражные краски;
  • мастихин для растушевывания;
  • цветная схема;
  • стразы для украшения.

а также в комплекте некоторых наборов идет часовой механизм с подвесом и стрелками.

Примеры готовых работ

Нет вдохновения? Не знаете, что нарисовать? Взгляните на эти работы в технике витражной росписи и начинайте рисовать!

Виды витражей для интерьера и техники исполнения

Техник выполнения витражей очень много, но далеко не все они доступны в домашних условиях. Но для общей оценки возможностей витражного искусства о техниках стоит узнать – хотя бы общие сведения.

Витражи в технике Тиффани

Данная техника имеет сходство с классическими, и выполняется по рисунку-шаблону. Заготавливают две копии нужного рисунка в полном размере, чтобы из одного из них, разрезанного на фрагменты, приготовить лекала для мозаичных кусочков стекла, которые в свою очередь вырезаются из заготовок. При этом следуют не только геометрии, но и определенной идее, подбирая для этого цвета и оттенки, фактуры, толщину и прозрачность стекольных фрагментов.

Все стеклянные фрагменты подвергают точной обработке – шлифовке до полной гладкости. Затем все фрагменты окаймляют медными лентами с пайкой концов, а последним этапом соединяют элементы стеклянной мозаики с обрамлением способом пайки оловом, посредством мощного паяльника.

Свинцовые ленты в технике тиффани не используют, поскольку детали в данной технике крупнее и стыкуются не только в плоскости, а могут составлять объемные конструкты – различные элементы интерьера и декор: абажуры настольных ламп, основные детали люстр и светильников. Медные ленты дают больше прочности и устойчивости витражу и более гибкие, что дает возможность обрамить детали любых размеров и форм, и формы эти будут зафиксированы надежно. Обрамленные медной лентой стеклянные фрагменты мозаики после пайки концов профилей прикатывают валиком, а затем соединяют в общий витраж.

Витраж в пескоструйной технике

Эта техника предполагает использование специального оборудования. Процесс заключается в нанесении рисунка на стекло струей песка с воздухом под высоким давлением. Рисунки напоминают морозные узоры, изящные, изысканные и романтичные.

Кратко можно описать процесс создания пескоструйных витражей так:

  1. Готовят рисунок в виде трафарета и закрепляют его на прозрачном листе стекла нужного размера.
  2. При обработке открытых участков стекла тонкой струей песка, подаваемого с высоким давлением прозрачное стекло матируется. После снятия трафарета на стекле видны тонкие фигурные рисунки. Возможны любые картины – геометрия, стилизация под старинные кружева, вязь и морозные узоры – при, казалось бы, ограниченных возможностях обработки эффект получается очень разнообразный.

Пескоструйный витраж имеет только одну сложность – необходимо специальное оборудование. Но не требуется ни резать, ни шлифовать, ни соединять стеклянные фрагменты. Процесс несложный и доступен при небольшом навыке. Энтузиасты применяют для изготовления пескоструйных витражей в домашних условиях обычную наждачную бумагу разных номеров, от грубой до тонкой. Но трафареты при этом приходится выполнять из алюминия или тонкой стали, поскольку с картонным трафаретом не удастся закончить работу, как задумано – наждачка слишком быстро сотрет картон, и точного рисунка не получится. Конечно, при ручной работе не будет такого эффекта прорисовки тонких деталей и глубины рисунка, как при работе с помощью пескоструйного оборудования, и времени потребуется очень много. И все же, имея умелые руки и желание, красивые витражи возможно выполнить и таким упрощенным методом.

Литые витражи

Выполняются довольно редко и считаются одними из самых сложных и оригинальных витражей. Имитировать литой витраж невозможно – все фрагменты его мозаики представляют собой ручные элементы, отлитые или выдутые из цветной стеклянной массы вручную. Штучное изготовление в полной мере, и нет ни одного идентичного литого витража. Отдельные фрагменты получают в процессе дутья или литья особые заданные фактуры дли создания задуманного оптического эффекта. Преломление световых лучей в глубине стеклянных фрагментов создает ярко выраженный объем и игру цвета.

Отдельные детали собирают в единый витраж при помощи стального контурного армирования и специальных растворов. Дома изготовить литой витраж крайне проблемно, поскольку нужна особая техника для разогрева стеклянных смесей, литья или дутья стекла, а навык требуется совершенно специфический. Литые витражи по большей части – авторские высокохудожественные работы, очень дорогие и совершенно эксклюзивные, и в настоящее время практического применения в индивидуальном строительстве не имеют.

Витражи в технике травления кислотой

Эта техника так же, как и техника литых витражей, в домашних условиях невозможна. Соляная, или плавиковая кислота опасна, она может вызвать сильнейшие ожоги. Работа с сильными химреагентами требует не просто крайней осторожности. Нужен навык, специальная защита, особым образом оборудованное рабочее пространство (вентиляция, обособленное помещение).

Техника основана на деструктивном действии соляной кислоты на диоксид кремния, являющийся основным компонентом стекольных масс. Рисунки похожи на зимние узоры на стекле, но технология предполагает и возможность получения очень глубокого рельефа.

Когда кислоту наносят на стекло, начинается его послойное разрушение. Работают по кислотостойким трафаретам. Возможно создание не только однослойных рисунков на стекле, но и четких многослойных объемных картин. Рельефы разной глубины получают, варьируя количество нанесения кислоты на различные участки будущего витража. Объем зависит от рельефности и может быть необыкновенно выразительным. Плоские однослойные витражи также возможны, и имеют свою прелесть – легкие и воздушные рисунки ненавязчиво оттеняют любой интерьер. Выполняют однослойные витражи за один прием, покрывая открытые участки заготовки кислотой с получением матовый и шероховатых поверхностей рисунка.

Расписная техника

Замечательная современная прикладная техника, доступная всем. Очень любят делать расписные витражи дети, и им вполне можно разрешить такую работу – она безопасна при условии аккуратности.

Еще один неоценимый плюс расписных витражных техник – они способны создать имитацию любых витражных мозаик практически во всех известных стилях, и при этом очень красивы, эффектны и элегантны.

Роспись по стеклу можно описать несколькими этапами:
  1. Выбирают рисунок, подготавливают его в нужном размере. Готовят стекло необходимой формы и размера, и устанавливают стекло на рисунок на плоской ровной поверхности.
  2. По рисунку наносят контурные границы темной или черной краской, а затем дают контуру полностью просохнуть.
  3. Самый интересный этап – расписывают выделенные мозаичные участки витража специальными витражными красками по стеклу. Краски возможно купить глянцевые, матовые и полуматовые, любых цветов и оттенков, как однородные, так и с наполнителями – стеклянными шариками, дающими эффекты морозных узоров, металлической пудрой, позолотой, имитацией драгоценных камней и перламутра. Состав витражных красок безвреден, краски не имеют запаха, и как правило, их основа – акриловые и акрилатные составы.

Витражная роспись в домашних условиях – интересное хобби, дающее и немалый практический эффект. Работы выполняются быстро, а стоимость расходных материалов при этом весьма незначительна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: